Мак - символика и поверья.
С древнейших времён существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь - это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти).
Известно, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив.
Со снотворным действием макового сока были знакомы и древние греки. О происхождении мака у них сложилась своя легенда, мак играл немаловажную роль в их обрядах и обычаях. Древние греки верили, что он вырос из слёз Венеры, которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна - Гипноса и его родного брата, бога смерти - Танатоса. Вследствие этого бог сна изображался у них всегда в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки. Иногда венком из маковых головок была украшена и его голова. Бога же смерти изображали также в виде юноши с венком из мака, но с чёрными крыльями, в чёрном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел.
Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в эта время покоя-отдохновения, а равно и бог сновидений - Морфей, даже жилище которого - царство сна - представлялось в их фантазии засаженным маковыми растениями.
Овидий в своих прелестных "Метаморфозах" описывает это жилище так:
"Вход в жилище засажен маковыми цветами и множеством трав, доставляющих ночи усыпляющие соки, которые потом она разносит по всему погруженному во мрак миру... Здесь-то вокруг (Морфея) в тысячах различных видов покоятся там и сям лёгкие сны, столь же многочисленные, как колосья хлебных полей, как листья в лесах или как песчинки, которые море выбрасывает на берег".
"Когда Морфей, - говорили древние римляне, - хочет кого-либо усыпить или навеять на него приятные грёзы, то он прикасается к нему только маковым цветком".
Мак был посвящен также богине жатвы - Церере, так как он рос всегда среди хлебных злаков, которым она и покровительствовала в память о том, что Юпитер дал ей маковых зерен, чтобы доставить ей сон и успокоение от душевных страданий, когда она оплакивала свою похищенную богом ада Плутоном любимую дочь Прозерпину. Из его цветов вместе с хлебными колосьями плели венки, которыми украшали затем ее статуи; цветы подносили ей во время жертвоприношений и торжественных служб и считали мак вообще столь приятным для этой богини растением, что и самую богиню величали нередко "Меконой", от греческого названия мака - mekon, makon. Отсюда, по всей вероятности, произошло и его название "мак". На статуях Церера изображалась всегда с маком в руке. Наконец, с маком же изображалась и богиня ночного неба - Персефона, разливающая по всей земле сон.
Древние народы обратили внимание на чрезвычайную плодовитость мака, и потому он служил у них также символом плодородия. Мак являлся постоянным атрибутом Геры (Юноны), богини плодородия и супружества, храм и статуя которой на острове Самосе были всегда украшены маковыми головками. Кроме того, с маком изображался Меркурий, который всегда держал его в левой руке.
Иногда также количество зёрен в маковой головке служило олицетворением целого города, то есть плодородие мака было символом города, чему, быть может, способствовала и сама форма маковой коробочки, вырезы которой у верхушки имеют некоторое сходство с зубчатыми стенами древних городов.
Неизвестно, сохранилось ли такое символическое значение плодородия за маком в средние века, но в наше время во многих местностях Германии существует обычай, который является некоторым образом его отголоском, - это обычай сыпать в башмаки новобрачной маковые зерна как пожелание, чтобы она не была бездетна. Отголоски этого обычая встречаются и в загадках и песнях славянских народов, где мак нередко является отражением понятия о материнстве. Так, мак часто загадывают таким образом: "Стоиць полка, а у тэй полки сямьсот воевод", или "Під одним ковпаком 700 козаків". Находящееся здесь число семьсот встречается также нередко в свадебных песнях, где им выражается число бояр или сватов, а в некоторых случаях и вся родня.
Кроме того, у нас мак или, лучше сказать, маковое зерно является еще символом всего мельчайшего, незначительного, а собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения. Так, например, голодный, желая показать степень голода, : "У меня с самого утра ни маковой росинки во рту не было"; или, желая выразить что-либо невыполнимое, что трудно даже сосчитать, говорит: "Как маком усыпано" (усеяно), или "Мак-маком" (мелко, часто, густо). В Западной Европе, кроме приведённого уже обычая всыпать мак в башмаки новобрачной, существует ещё немало других обычаев и поверий, связанных с маком.
Так, в Германии говорят: если в полночь под Рождество стать на перекрестке двух дорог со ступкой, в которую насыпать мак, и три раза ударить в неё пестиком, то в раздающихся глухих звуках можно узнать о событиях наступающего года.
В Познани (Польша) в рождественский сочельник приготовляют из мака, молока и хлебных сухарей клёцки и едят их, так как существует поверье, что это приносит счастье хозяйству на целый год. Обычай так распространён среди местных крестьян, что в этот вечер нет деревенского дома, где бы не подавалось это кушанье вместе с жареными гусём и свининой. В Нидерзейдлице по этому поводу сложилась даже поговорка: "Сколько клёцок, столько и гусят" (подразумевается, будет в следующем году).
Мак является в Германии ещё и средством для заклинания, и в Тюрингии существует сказание, будто благодаря такому заклинанию с маком погибли известные некогда богатые, процветающие там золотоносные россыпи. Предание это говорит, будто мать одного рудокопа этих россыпей, невинно обвинённого в краже золота и казнённого за это, наполнила полкружки маковыми зёрнами и, отправившись к самому богатому золотом месту, высыпала эти зёрна. Высыпая их, она с проклятием пожелала, чтобы все россыпи погибли и оставались без обработки столько лет, сколько было маковых зерен в сосуде. И тотчас же, говорит предание, горные потоки затопили всю местность, и так долго процветавшее горное дело погибло навсегда.
Ещё одно интересное поверье, существующее во многих местностях Германии и Фландрии, гласит, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, а кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших.
Отсюда же, быть может, происходит также и распространенное во Фландрии и Брабанте запугивание детей: не ходить на поля мака, так как цветы его высасывают кровь, а с другой стороны, и даваемое им здесь название "csprokelloem" - "цветы привидений".
По материалам книги Н.Ф. Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях" , М.,1913.
Источник: mnemosyne.ru
С древнейших времён существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь - это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти).
Известно, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив.
Со снотворным действием макового сока были знакомы и древние греки. О происхождении мака у них сложилась своя легенда, мак играл немаловажную роль в их обрядах и обычаях. Древние греки верили, что он вырос из слёз Венеры, которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна - Гипноса и его родного брата, бога смерти - Танатоса. Вследствие этого бог сна изображался у них всегда в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки. Иногда венком из маковых головок была украшена и его голова. Бога же смерти изображали также в виде юноши с венком из мака, но с чёрными крыльями, в чёрном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел.
Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в эта время покоя-отдохновения, а равно и бог сновидений - Морфей, даже жилище которого - царство сна - представлялось в их фантазии засаженным маковыми растениями.
Овидий в своих прелестных "Метаморфозах" описывает это жилище так:
"Вход в жилище засажен маковыми цветами и множеством трав, доставляющих ночи усыпляющие соки, которые потом она разносит по всему погруженному во мрак миру... Здесь-то вокруг (Морфея) в тысячах различных видов покоятся там и сям лёгкие сны, столь же многочисленные, как колосья хлебных полей, как листья в лесах или как песчинки, которые море выбрасывает на берег".
"Когда Морфей, - говорили древние римляне, - хочет кого-либо усыпить или навеять на него приятные грёзы, то он прикасается к нему только маковым цветком".
Мак был посвящен также богине жатвы - Церере, так как он рос всегда среди хлебных злаков, которым она и покровительствовала в память о том, что Юпитер дал ей маковых зерен, чтобы доставить ей сон и успокоение от душевных страданий, когда она оплакивала свою похищенную богом ада Плутоном любимую дочь Прозерпину. Из его цветов вместе с хлебными колосьями плели венки, которыми украшали затем ее статуи; цветы подносили ей во время жертвоприношений и торжественных служб и считали мак вообще столь приятным для этой богини растением, что и самую богиню величали нередко "Меконой", от греческого названия мака - mekon, makon. Отсюда, по всей вероятности, произошло и его название "мак". На статуях Церера изображалась всегда с маком в руке. Наконец, с маком же изображалась и богиня ночного неба - Персефона, разливающая по всей земле сон.
Древние народы обратили внимание на чрезвычайную плодовитость мака, и потому он служил у них также символом плодородия. Мак являлся постоянным атрибутом Геры (Юноны), богини плодородия и супружества, храм и статуя которой на острове Самосе были всегда украшены маковыми головками. Кроме того, с маком изображался Меркурий, который всегда держал его в левой руке.
Иногда также количество зёрен в маковой головке служило олицетворением целого города, то есть плодородие мака было символом города, чему, быть может, способствовала и сама форма маковой коробочки, вырезы которой у верхушки имеют некоторое сходство с зубчатыми стенами древних городов.
Неизвестно, сохранилось ли такое символическое значение плодородия за маком в средние века, но в наше время во многих местностях Германии существует обычай, который является некоторым образом его отголоском, - это обычай сыпать в башмаки новобрачной маковые зерна как пожелание, чтобы она не была бездетна. Отголоски этого обычая встречаются и в загадках и песнях славянских народов, где мак нередко является отражением понятия о материнстве. Так, мак часто загадывают таким образом: "Стоиць полка, а у тэй полки сямьсот воевод", или "Під одним ковпаком 700 козаків". Находящееся здесь число семьсот встречается также нередко в свадебных песнях, где им выражается число бояр или сватов, а в некоторых случаях и вся родня.
Кроме того, у нас мак или, лучше сказать, маковое зерно является еще символом всего мельчайшего, незначительного, а собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения. Так, например, голодный, желая показать степень голода, : "У меня с самого утра ни маковой росинки во рту не было"; или, желая выразить что-либо невыполнимое, что трудно даже сосчитать, говорит: "Как маком усыпано" (усеяно), или "Мак-маком" (мелко, часто, густо). В Западной Европе, кроме приведённого уже обычая всыпать мак в башмаки новобрачной, существует ещё немало других обычаев и поверий, связанных с маком.
Так, в Германии говорят: если в полночь под Рождество стать на перекрестке двух дорог со ступкой, в которую насыпать мак, и три раза ударить в неё пестиком, то в раздающихся глухих звуках можно узнать о событиях наступающего года.
В Познани (Польша) в рождественский сочельник приготовляют из мака, молока и хлебных сухарей клёцки и едят их, так как существует поверье, что это приносит счастье хозяйству на целый год. Обычай так распространён среди местных крестьян, что в этот вечер нет деревенского дома, где бы не подавалось это кушанье вместе с жареными гусём и свининой. В Нидерзейдлице по этому поводу сложилась даже поговорка: "Сколько клёцок, столько и гусят" (подразумевается, будет в следующем году).
Мак является в Германии ещё и средством для заклинания, и в Тюрингии существует сказание, будто благодаря такому заклинанию с маком погибли известные некогда богатые, процветающие там золотоносные россыпи. Предание это говорит, будто мать одного рудокопа этих россыпей, невинно обвинённого в краже золота и казнённого за это, наполнила полкружки маковыми зёрнами и, отправившись к самому богатому золотом месту, высыпала эти зёрна. Высыпая их, она с проклятием пожелала, чтобы все россыпи погибли и оставались без обработки столько лет, сколько было маковых зерен в сосуде. И тотчас же, говорит предание, горные потоки затопили всю местность, и так долго процветавшее горное дело погибло навсегда.
Ещё одно интересное поверье, существующее во многих местностях Германии и Фландрии, гласит, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, а кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших.
Отсюда же, быть может, происходит также и распространенное во Фландрии и Брабанте запугивание детей: не ходить на поля мака, так как цветы его высасывают кровь, а с другой стороны, и даваемое им здесь название "csprokelloem" - "цветы привидений".
По материалам книги Н.Ф. Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях" , М.,1913.
Источник: mnemosyne.ru