Понятие нумерологии.
Как люди научились считать?
Люди стремятся проникнуть в тайны мироздания при помощи науки и экспериментов. Раскрывая секреты Вселенной при помощи научного инструментария, ученые не раз подтверждали самые смелые догадки, сохраняя негативное отношение к иным методам сбора информации. Астрология, нумерология, оккультизм до сих пор считаются лженауками. Так, изыскания древних народов представляются сторонникам строгих доказательств и любителям теорем нагромождением нелепых мифов и религиозных предрассудков. Как можно сравнивать стройные, доказанные, методологически корректные научные теории и робкие попытки наших предков разобраться в окружающей реальности!?
Древние объясняли мир мифологически и были правы, поскольку направленность сознания их современников целиком укладывалась в привычную им схему. Современная нам наука, отринув физику образов Платона, пошла другим путем. Ученые взяли на вооружение иные методы, а воинствующий материализм доказал несостоятельность идеалистических воззрений. Давайте присмотримся к этим двум таким разным на первый взгляд концепциям.
Полностью нивелировать метафизические теории при всей их кажущейся ирреальности несправедливо и неверно. Ведь конечной целью метафизической мудрости было развитие духовного потенциала человека и целых цивилизаций. Каждый из нас и мы все в отдельности стали теми, кто мы есть, с нашей тягой к прекрасному, чистому и вечному благодаря вере наших предков. И пусть не все мы идеальны, а некоторые из нас предпочли клеймо аутсайдера, отринув моральные нормы общества, но человечество накопило общую систему духовных ценностей, к которой надо стремиться.
Наука же никогда не ставила перед собой задачи развития личности: достаточно вспомнить, что природа некоторых научных экспериментов аморальна. Сможет ли гуманистически мыслящая личность отрезать лапку живой лягушке в целях сугубо исследовательских? Функция науки – расширение горизонтов познания, а вовсе не совершенствование души. Ее продукт – материальные блага, за которыми мы гоняемся. Но насытившись удовольствиями или поняв, что не их нашей душе не хватает, мы возвращаемся к духовным поискам, и наука здесь остается бессильной.
Вернемся к истории научных открытий. Как давно ученые, оказывается, приблизились к истине! Э. Резерфорд вскрикнул от восторга, узрев почти воочию планетарную модель атома. Но наука, как и жизнь, не стоит на месте. Вот удалось разделить атом, и оказалось, что внутри у него еще куча всяких мелких частиц, которые и не частицы даже, а сгусток энергии, движущийся с огромной скоростью. И как тут не вспомнить древневосточную концепцию о том, что все вокруг это движение и взаимодействие разных энергий? Физиологи вывели на белый свет истинные причины всех моделей нашего поведения – гормоны, рефлексы (условные и безусловные), инстинкты (как основные, так и дополнительные), высшая деятельность мозга.
Все хорошо и понятно. Но тут З. Фрейд, с его теорией подсознательного, и все опять переворачивается, и истина, которую, казалось, уже зацепили, надо только удержать, опять ускользает.
Физики пытаются создать общую теорию поля, которая должна будет объяснить все. Но стоит ли в это верить? Человек древнего мира объяснял тайны мироздания с позиции своего времени: если он сталкивался с таинственными и непонятными явлениями, то просил о помощи духов и богов.
И у каждого народа была потребность верить, что именно его интерпретация превосходит все прочие, т. е. люди понимали то, во что верили, и отстаивали свои убеждения со всем пылом, но истина всегда превосходила возможности людей выразить ее через систему символов.
Рассматривая науку в динамике, приходишь к выводу, что ее развитие ничем не отличается от аналогичного процесса любой системы тайных знаний. Есть и другое очевидное сходство между наукой, мифологией и религией. Все они стремились и стремятся понять жизнь через систему символов, а это дает возможность взаимодействия между тремя способами поиска. Говоря "символы", мы не имеем в виду только буквы или цифры. Это понятие гораздо шире. Все, что мы знаем о мире, мы узнаем с помощью всевозможных тайных знаков, которые сами же и породили. Например, мы видим телевизор, у нас всплывает в сознании это слово, а потом уже выступают его очертания. Для того чтобы вспомнить и представить телевизор, не называя его, нам придется сделать над собой определенное усилие. Символы, с одной стороны, помогают нам в жизни, обучают нас, не дают заблудиться (карты, дорожные знаки), помогают эстетическому развитию (картины, скульптуры), т. е. охватывают буквально все области жизни. Но с другой стороны, они мешают нам в восприятии реальности. Если придерживаться метафизической концепции мира (а нумерология опирается на метафизическую концепцию), то мы, наше сознание, влияем на реальность. Более того, мы ее формируем и формируем с помощью символов, которыми оперируем.
Гуманитарии часто шутят над математиками, мол, странные люди – выберут точку в пространстве и ищут ее координаты.
Абстрактные знания пластичны. Предмет, изучаемый в рамках любой подобной дисциплины, теоретически может существовать в нескольких измерениях одновременно. Если отказаться от догматизма суждений, то данная модель годится для анализа любой сферы деятельности – науки, религии, психологии, искусства, архитектуры, музыки. Надо только уметь ею пользоваться.
Ученые экспериментально доказали, что животные обладают навыками счета. Природа этого феномена неясна, но очевидно, что кошки и собаки могут отличить одного детеныша от нескольких.
Кошка, например, увидев вместо нескольких котят одного, начинает беспокоиться и принимается за поиски. Но ее не волнует отсутствие третьего котенка, если у нее есть два, т. е. ее способность считать носит как бы сравнительный характер. При этом вряд ли она думает: "Пойду-ка я пересчитаю своих котят". Она делает это неосознанно. Вероятно, для сохранения вида в природных условиях было достаточно, чтобы выживало хотя бы два детеныша из помета, иначе естественный отбор "научил" бы кошек считать лучше.