Женщины - «Цари» Древнего Египта.
Клеопатра Великая стала фактически синонимом термина «женщина-фараон». Тем не менее, как показывает Джоанн Флетчер, знаменитая жена Марка Антония была просто кульминацией трех тысячелетий правления женщин-правителей ...
Согласно древним египтянам, вся вселенная состояла из мужских и женских элементов, поддерживаемых в состоянии идеального баланса богиней Маат. Среди ее многочисленных собратьев-божеств были бог земли мужского пола и богиня неба женского пола. В то время как зеленый Геб лежал на спине, его усыпанная звездами сестра Нут вытянулась высоко над головой, образуя небесное пространство, сдерживая силы хаоса и рождая солнце на каждом рассвете.
Нут была матерью божеств-близнецов Исиды и Осириса. Исида была активным партнером своего пассивного брата Осириса, которого она воскресила из мертвых, чтобы зачать их ребенка, Гора. Исиду также считали «более могущественной, чем тысяча солдат». Эта же смесь воспитательницы и разрушителя была присуща Хатхор, богине любви и красоты, способной трансформироваться в Сехмет, божество настолько свирепое, что фараоны мужского пола, как говорили, «гневались, как Сехмет», против врагов в битве.
Такое смешение полов не ограничивалось мифом, поскольку египетские женщины изображались рядом с мужчинами на всех уровнях общества. Это, несомненно, объясняет, почему греческий историк Геродот был вынужден заключить, что египтяне «полностью изменили обычную практику человечества» во время посещения Египта около 450 г. до н.э.
Таким образом, хотя наиболее распространенным женским титулом за 3000-летнюю историю Египта был титул «хозяйка дома» (домохозяйка), многие женщины работали в храмовой иерархии. Другие женщины были надзирателями и администраторами или занимали различные должности от врача, охранника и судьи до казначея, визиря (премьер-министра) и вице-короля.
И некоторые женщины также были монархами, от регентов, которые правили от имени несовершеннолетних сыновей, до тех, кто управлял по собственному праву как фараон, термин просто означает «женщина из дворца». Тем не менее, некоторые египтологи все еще занижают положение женщин-правителей, определяя их сравнительно современным термином «царица», который может просто относиться к женщине, вышедшей замуж за царя-мужчину. И хотя в XV веке до н.э. Хатшепсут правила как фараон самостоятельно, ее по-прежнему часто считают исключением, подтверждающим правило - даже несмотря на то, что данные свидетельствуют о том, что существовало как минимум семь фараонов женского пола, включая Нефертити и Великую Клеопатру.
Эти хорошо известные имена были просто заимствованы у женщин-предшественниц, восходящих к началу письменной истории Египта, и первого такого правителя, Мернейт (чье правление датируется примерно 2970 годом до нашей эры). Когда её гробница была обнаружена в Абидосе в 1900 году, утверждалось, что «вряд ли можно сомневаться в том, что Мернейт был королем», до тех пор, пока не осознали, что «он» был «она», и ее статус изменился на «королеву». Тем не менее ее имя фигурирует в списке первых царей Египта, который был обнаружен в 1986 году.
Свидетельства о женщинах-правителях столь же фрагментарны, как и о многих их коллегах-мужчинах - с немногими известными датами рождения или смерти и отсутствием известных портретов для многих. Тем не менее, только женские титулы обычно понижаются или отклоняются, даже когда доказательства показывают, что некоторые из них, как те, что описаны на этих страницах, действительно правили Египтом как фараон.