Архетип женственности: многоликий и прекрасный.
В последнее время много стали рассуждать и писать о женских архетипах. Некоторые исследователи уверены, что носительницы женских архетипов – это древние языческие богини. Благодаря работам Н. А. Куна, на российской земле древнегреческие языческие боги стали более известными, чем славянские. Поэтому женские архетипы стали называть именами древнегреческих богинь. Исследователи выделили архетипы Артемиды, Афины, Афродиты, Персефоны, Геры, Гестии, Деметры.
Действительно, древние греки оставили после себя увлекательные истории о своих богах, богинях и героях. Даже древние римляне не погнушались их заимствовать. Характеры божеств неплохо проработаны, а мотивы поступков близки человеческим. А это – немаловажно. Страсти, пороки, влечения древнегреческих божеств люди охотно переняли (должна же быть в человеке частичка бога!) и пронесли сквозь тысячелетия практически без изменений.
Сегодня женщине предлагается описывать черты своего характера, особенности поведения и мотивации как проявление в ней разнохарактерных обитательниц легендарного Олимпа. Что ж, это весьма лестно. Тезис «в каждой женщине живет богиня» никогда не выйдет из моды. Неважно, что он эксплуатирует тончайшие струны женского тщеславия.
Действительно, как красиво! Богини ревнуют, мстят, плетут интриги, страдают, пользуются неограниченной властью. «Значит, и мне можно и нужно!», – думает женщина. И ревнует, обижается, мстит, плетет интриги, захватывает власть, контролирует близких…
Истории древнегреческих богинь, красочно рассказанные Куном и другими авторами, это истории женщин, активно проявляющих себя в материальном мире, на СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ. Другими словами, Артемида, Афина, Деметра, Афродита и другие богини – это персоналии, героини, в материальной, социальной жизни которых разворачиваются определенные сюжеты.
Мифы, посвященные жизнеописанию языческих женских божеств, мифы о героинях, легенды, – это энциклопедия женских драм. Да, эти драмы и трагедии очень древние, и уже на этом основании могут быть названы «архетипическими».
Поэтому давайте внесем ясность и введем понятие АРХЕТИПА ЖЕНСКИХ ДРАМ И ТРАГЕДИЙ. Носительницами архетипов женских драм станут и древнегреческие богини, и богини других пантеонов, а также многочисленные героини женских мифов, легенд и сказок. Ведь в основе сюжета любой истории лежит некая драма.
В этом случае женщина может сказать, например, так: «В моей жизни разыгрывается архетипическая драма Деметры! Мне сложно отпустить свою дочь, я ненавижу своего зятя, я все время думаю о том, как там моя доченька живет с этим извергом. Из-за этого я ничего не могу делать!» Действительно, богиня плодородия Деметра невероятно страдала, когда ее любимая дочь Персефона стала женою бога подземного мира Аида. Зевс даже вынужден был обязать его отпускать супругу на две трети года к матери, чтобы земля сохраняла плодородие. Эта женская драма очень древняя.
Однако в таком подходе существует опасность – это вульгарная социализация, очеловечивание божественной природы представителей языческих пантеонов. Стоит ли, пусть языческих, но богов, подстраивать под свою человеческую мерку?
Для сказкотерапевта языческие боги – это, прежде всего, герои историй. Они оказываются в центре некого драматического сюжета, «архетипического сюжета». И это ровняет их с другими героями сказок, мифов, легенд.
С другой стороны, боги есть боги. Языческие боги тесно связаны с природными явлениями, силами самой Природы. И, увлекаясь сюжетом их личной жизни, мы выхолащиваем сакральный символизм древних божеств.
Наши далекие предки могли объяснить непогоду, природное явление личной драмой отношений между богами. Но, как говорится, «ради красного словца». Все понимали какая сила стоит за каждым божеством и не торопились устанавливать с ними панибратские отношения.
Важно ясно понимать, что за каждым языческим божеством стоит большая природная сила. Это предохранит нас от чрезмерного увлечения перипетиями их личной жизни.
Поэтому когда мы упоминаем архетип Афродиты, мы говорим, прежде всего, о древней природной женской сексуальности, эротической магии, удивительном очаровании, силе привлечения мужчины и удержания его подле себя. Мы говорим о способности женщины становиться Возлюбленной. А также о ее силе приносить в жизнь гармонию и порядок, устанавливая «золотую середину».
Когда мы говорим об архетипе Деметры, мы фактически прикасаемся к сакральности материнства во всех его многообразных проявлениях: тайнам удержания семени, вынашивания плода и его рождению. В архетипе Деметры заложена удивительная созидающая женская сила, позволяющая поддерживать и продолжать жизнь.
Упоминание архетипа Персефоны приобщает нас к тайнам Иного Мира, мира Нави. Сила образовывать связь между Явью и Навью, тонкое постижение мира психического, понимание назначения смерти, – заключены в этом архетипе. Все это тоже дано женщине.
Знание о силе женщины образовывать связь с природным миром, животными, растениями, созидательно взаимодействовать с ними, передано через архетип Артемиды.
Сила мудрой жизнестойкости зашифрована в архетипе Афины. Природная сила, направленная на строительство партнерских отношений с мужчиной, скрывается за архетипом Геры. Сила духовная, несоциальная передается через архетип Гестии.
С помощью прекрасных представительниц древнегреческого (или другого) языческого пантеона мы можем описать различные грани природной женской силы, различные ее аспекты. Но акцент необходимо делать на сакральный план проявлений богинь, а не на социальный.
С другой стороны, если сосредоточиться на исследовании личной жизни богинь, мы сможем описать разнообразные жизненные драмы, разыгрывающиеся в материальной, социальной жизни женщины.
Итак, если мы используем для интерпретации особенностей женской психологии понятие «архетипа богини» (неважно к какому языческому пантеону она принадлежит) необходимо выделять, как минимум, два ракурса исследования:
– сакральный, связанный с проявлением некой природной силы, скрывающейся за символизмом божества (по-сказкотерапевтически – Мир Нави)
– социальный, связанный с сюжетами личных драм, приписываемых богине (по-сказкотерапевтически – Мир Яви).
В этом случае этика по отношению к древним знаниям будет соблюдена.
В сказкотерапии мы не очень активно и, более того, чрезвычайно осторожно пользуемся терминологией «архетипов богинь». Дело в том, что за каждой языческой богиней стоит определенный драматический сценарий. Сценарий этот описывает динамику функционирования некой природной силы, воплощением которой является богиня. А потому он не только закономерен, но и необходим. Иначе порядок вещей в мире нарушится, и людям вряд ли это понравится.
Нарушение порядка всегда сопровождается для людей бедствиями и катаклизмами. Поэтому божество, как персонификация природной силы, «запрограммировано» своим сценарием. Этим объясняется тот факт, что драмы богинь разных пантеонов схожи. «Трудно быть Богом»…
Женщина в этом отношении более свободна. От нее не требуется реализовывать миссию определенной природной силы. Она не должна работать как за одну богиню, так и за весь пантеон. Да, она пропускает сквозь себя многие природные силы, вибрации, колебания. Но ей совершенно не нужно программировать себя драматическим сценарием той или иной богини, а тем более, всем пантеоном.
Однако это может произойти, если слишком увлечься «архетипами богинь». Повторять часто выражения типа «я, как Деметра», «я, подобно Персефоне…», – слишком большая ответственность. Это может лишить женщину спонтанности, легкости. Ведь, на самом деле, миссия богинь очень тяжела по человеческим меркам. Но им, богиням, она по силам. Удел же земной женщины очень простой – счастье.
Поэтому сказкотерапевты не увлекаются «архетипами богинь». Для сказкотерапевта приятнее воспринимать Архетип Женственности целостно, образно и иррационально. Конечно, в этом случае его сложно описывать. Но, с другой стороны, можно ли словами передать то, что постигается преимущественно чувственно, символически?
Архетип Женственности многогранный, динамичный, невероятно изменчивый и удивительно прекрасный. Он пронизан токами Любви. Его можно описать и как Сосуд, наполненный Любовью. И как Реку, имеющую бурное и спокойное течение. И как Прекрасный Сад с миллионами видов цветов… Это далеко не все метафоры Архетипа Женственности.
Дробить Женственность на отдельные архетипы жаль. Правда, от наших интеллектуальных опытов она не теряет своей сущности, гораздо более древней, чем человеческое сознание.
Архетип Женственности обладает замечательным свойством ИЗМЕНЧИВОСТИ. Благодаря этому женщина имеет возможность быть гибкой, постоянно меняться, сохраняя при этом свою целостность.
Архетип Женственности несет энергию Любви. Поэтому именно Любовь становится для женщины путеводной идеей, чем бы она не занималась: карьерой, воспитанием детей, устройством личной жизни и прочим.
Архетип Женственности являет себя миру Яви через женские АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИ. Среди которых: Мать, Возлюбленная, Жена, Дочь, Воспитательница, Отшельница, Хранительница Тайны и другие. Каждая архетипическая женская роль дает женщине определенные силы и способности. Но в каждой архетипической роли необходимо знать меру. В противном случае начнут проявляться ее теневые аспекты. Надо отметить, что в жизни многих женщин теневая природа архетипической роли проявляется сразу, порождая драматический жизненный сюжет. Это – символическое приглашение женщине к работе над собой, посланное ей Архетипом Женственности. Поэтому не стоит расстраиваться – над всем можно работать, зная содержание и особенности архетипических ролей.
Для примера разберем две важнейшие для женщины архетипические роли – Матери и Возлюбленной.
Архетипическая роль Матери дает женщине способности и силу собирать, накапливать, удерживать, вынашивать, трансформировать. Особенно ярко это проявляется в деторождении. Женщина вбирает в себя семя, накапливает собственную силу для последующего вынашивания, она удерживает плод внутри себя, вынашивает его, и – происходит трансформация, рождение в мир Яви новой жизни. Принцип Матери проявляется во многих действиях женщины. Например, она идет учиться. Сначала она собирает информацию из различных источников, она фильтрует ее, оставляя жизнеспособное; она удерживает информацию в своей голове и душе, вынашивает ее; и в определенный срок рожает в виде некоего собственного суждения, открытия, идеи, работы.
Архетипическая роль Матери предполагает постоянное созидание, превращение одного в другое. Простые ингредиенты: мука, дрожжи, вода, яйца, – сначала превращаются в тесто, потом во вкуснейший пирог. Обычные слова, вынашиваемые в голове и сердце женщины, наполняются Любовью и превращаются в удивительные колыбельные для ребенка. Простые нити и куски материи превращаются в элегантное платье… Словом, материнский принцип будет проявляться во всем, что бы ни делала женщина.
Но, а если она потеряет меру в проявлении архетипической роли Матери? Начнет проявляться теневая природа роли. И первый ее признак – чрезмерная привязанность к результату своего творчества, труда, а также ребенку. Нежелание отпустить то, что ей уже не принадлежит. Того, кто является отдельным человеком со своей судьбой. Появляются обида, разочарование, тревога, боль, – они вытесняют Любовь и являются признаками проявления теневой природы роли.
Есть общее правило: как только женщина перестает что-либо делать с радостью и любовью, риск проявления теневой природы роли резко увеличивается. Стоит только потерять бдительность, теневая природа укрепляет свои позиции. А Любовь, Архетип Женственности отходят на второй план и вернуть их в свою жизнь можно только пережив некий драматический сюжет. Здесь нет ничего страшного и фатального – нормальные условия для развития души. Сохранять Любовь в своем сердце, проявлять ее в каждом действии чрезвычайно сложно. Но именно в эти моменты женщина чувствует себя истинно счастливой.
Архетипическая роль Возлюбленной, пожалуй, самая трепетная и желаемая женщиной. В большинстве сказок, мифов и легенд героиня стремится стать именно возлюбленной.
Особое магическое очарование, способность привлекать и удерживать мужчину, изобретая для этого самые хитроумные способы, шарм, красота, уверенность в собственной женской силе, – так проявляется архетипическая роль Возлюбленной. В этой роли она подобна яркому ароматному цветку, ни подойти к которому просто невозможно. Принцип Возлюбленной делает женщину настоящим сценаристом и режиссером отношений с мужчиной, даже если она и не осознает этого. Она создает ситуацию, в которой ее невозможно не поцеловать: еще бы красавица в хрустальном гробу! Она ненароком оставляет принцу хрустальную туфельку, как бы говоря ему: «Придумай, как меня найти!». Она забирается в самый высокий терем, чтобы он допрыгнул до нее на своем сивке-бурке. А сказки Шехерезады – настоящее женское руководство по «укрощению строптивого»! Возлюбленная невероятно изобретательна. Великие китайские стратеги – младенцы по сравнению с нею. В этой архетипической роли заложены азарт и огромный потенциал творчества для игр с мужчиной. Но это не игры-манипуляции, описанные Э. Берном. Это женские игры, разжигающие взаимный интерес, страсть, способствующие развитию партнеров.
Но можно заиграться и не заметить, как станет проявляться теневая природа архетипической роли Возлюбленной. Признаки здесь разноплановые. Может появится желание «коллекционировать мужчин», чтобы «было много» (есть такая форма женского самоутверждения). Или формируется устойчивая потребность манипулировать мужчинами, чтобы они «плясали под мою дудку». С другой стороны, наоборот, приходит страх потерять мужчину, или страх быть отвергнутой им. Еще один серьезный признак «сбоя»: женщина начинает привлекать к себе далеко не самых достойных мужчин. «Я нравлюсь алкоголикам и неудачникам, – сказала на консультации одна привлекательная молодая женщина. – Они просто ко мне липнут. Я уже собрала коллекцию мужчин, которую можно смело называть «кунсткамерой». Теперь хочу привлекать к себе достойных». Что ж, все эти признаки – приглашение к работе и указание на то, что в жизни женщины разворачивается некий драматический архетипический сюжет. Нам нужно идентифицировать его, определить ловушки и уроки, найти ресурсы для изменения ситуации. Обо всем этом мы поговорим чуть позже.
Давайте представим себе Архетип Женственности как Сосуд с Любовью. Любая субстанция, попавшая в сосуд, лишившись привычного движения, рискует «прокиснуть». То же и с Любовью. Она должна постоянно циркулировать в этом Сосуде, меняя, утончая свое качество. Ради этого «утончения» и происходят в жизни женщины разнообразные испытания, драматические ситуации. В их основе лежат женские архетипические сюжеты.
Зинкевич-Евстигнеева Т.
В последнее время много стали рассуждать и писать о женских архетипах. Некоторые исследователи уверены, что носительницы женских архетипов – это древние языческие богини. Благодаря работам Н. А. Куна, на российской земле древнегреческие языческие боги стали более известными, чем славянские. Поэтому женские архетипы стали называть именами древнегреческих богинь. Исследователи выделили архетипы Артемиды, Афины, Афродиты, Персефоны, Геры, Гестии, Деметры.
Действительно, древние греки оставили после себя увлекательные истории о своих богах, богинях и героях. Даже древние римляне не погнушались их заимствовать. Характеры божеств неплохо проработаны, а мотивы поступков близки человеческим. А это – немаловажно. Страсти, пороки, влечения древнегреческих божеств люди охотно переняли (должна же быть в человеке частичка бога!) и пронесли сквозь тысячелетия практически без изменений.
Сегодня женщине предлагается описывать черты своего характера, особенности поведения и мотивации как проявление в ней разнохарактерных обитательниц легендарного Олимпа. Что ж, это весьма лестно. Тезис «в каждой женщине живет богиня» никогда не выйдет из моды. Неважно, что он эксплуатирует тончайшие струны женского тщеславия.
Действительно, как красиво! Богини ревнуют, мстят, плетут интриги, страдают, пользуются неограниченной властью. «Значит, и мне можно и нужно!», – думает женщина. И ревнует, обижается, мстит, плетет интриги, захватывает власть, контролирует близких…
Истории древнегреческих богинь, красочно рассказанные Куном и другими авторами, это истории женщин, активно проявляющих себя в материальном мире, на СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ. Другими словами, Артемида, Афина, Деметра, Афродита и другие богини – это персоналии, героини, в материальной, социальной жизни которых разворачиваются определенные сюжеты.
Мифы, посвященные жизнеописанию языческих женских божеств, мифы о героинях, легенды, – это энциклопедия женских драм. Да, эти драмы и трагедии очень древние, и уже на этом основании могут быть названы «архетипическими».
Поэтому давайте внесем ясность и введем понятие АРХЕТИПА ЖЕНСКИХ ДРАМ И ТРАГЕДИЙ. Носительницами архетипов женских драм станут и древнегреческие богини, и богини других пантеонов, а также многочисленные героини женских мифов, легенд и сказок. Ведь в основе сюжета любой истории лежит некая драма.
В этом случае женщина может сказать, например, так: «В моей жизни разыгрывается архетипическая драма Деметры! Мне сложно отпустить свою дочь, я ненавижу своего зятя, я все время думаю о том, как там моя доченька живет с этим извергом. Из-за этого я ничего не могу делать!» Действительно, богиня плодородия Деметра невероятно страдала, когда ее любимая дочь Персефона стала женою бога подземного мира Аида. Зевс даже вынужден был обязать его отпускать супругу на две трети года к матери, чтобы земля сохраняла плодородие. Эта женская драма очень древняя.
Однако в таком подходе существует опасность – это вульгарная социализация, очеловечивание божественной природы представителей языческих пантеонов. Стоит ли, пусть языческих, но богов, подстраивать под свою человеческую мерку?
Для сказкотерапевта языческие боги – это, прежде всего, герои историй. Они оказываются в центре некого драматического сюжета, «архетипического сюжета». И это ровняет их с другими героями сказок, мифов, легенд.
С другой стороны, боги есть боги. Языческие боги тесно связаны с природными явлениями, силами самой Природы. И, увлекаясь сюжетом их личной жизни, мы выхолащиваем сакральный символизм древних божеств.
Наши далекие предки могли объяснить непогоду, природное явление личной драмой отношений между богами. Но, как говорится, «ради красного словца». Все понимали какая сила стоит за каждым божеством и не торопились устанавливать с ними панибратские отношения.
Важно ясно понимать, что за каждым языческим божеством стоит большая природная сила. Это предохранит нас от чрезмерного увлечения перипетиями их личной жизни.
Поэтому когда мы упоминаем архетип Афродиты, мы говорим, прежде всего, о древней природной женской сексуальности, эротической магии, удивительном очаровании, силе привлечения мужчины и удержания его подле себя. Мы говорим о способности женщины становиться Возлюбленной. А также о ее силе приносить в жизнь гармонию и порядок, устанавливая «золотую середину».
Когда мы говорим об архетипе Деметры, мы фактически прикасаемся к сакральности материнства во всех его многообразных проявлениях: тайнам удержания семени, вынашивания плода и его рождению. В архетипе Деметры заложена удивительная созидающая женская сила, позволяющая поддерживать и продолжать жизнь.
Упоминание архетипа Персефоны приобщает нас к тайнам Иного Мира, мира Нави. Сила образовывать связь между Явью и Навью, тонкое постижение мира психического, понимание назначения смерти, – заключены в этом архетипе. Все это тоже дано женщине.
Знание о силе женщины образовывать связь с природным миром, животными, растениями, созидательно взаимодействовать с ними, передано через архетип Артемиды.
Сила мудрой жизнестойкости зашифрована в архетипе Афины. Природная сила, направленная на строительство партнерских отношений с мужчиной, скрывается за архетипом Геры. Сила духовная, несоциальная передается через архетип Гестии.
С помощью прекрасных представительниц древнегреческого (или другого) языческого пантеона мы можем описать различные грани природной женской силы, различные ее аспекты. Но акцент необходимо делать на сакральный план проявлений богинь, а не на социальный.
С другой стороны, если сосредоточиться на исследовании личной жизни богинь, мы сможем описать разнообразные жизненные драмы, разыгрывающиеся в материальной, социальной жизни женщины.
Итак, если мы используем для интерпретации особенностей женской психологии понятие «архетипа богини» (неважно к какому языческому пантеону она принадлежит) необходимо выделять, как минимум, два ракурса исследования:
– сакральный, связанный с проявлением некой природной силы, скрывающейся за символизмом божества (по-сказкотерапевтически – Мир Нави)
– социальный, связанный с сюжетами личных драм, приписываемых богине (по-сказкотерапевтически – Мир Яви).
В этом случае этика по отношению к древним знаниям будет соблюдена.
В сказкотерапии мы не очень активно и, более того, чрезвычайно осторожно пользуемся терминологией «архетипов богинь». Дело в том, что за каждой языческой богиней стоит определенный драматический сценарий. Сценарий этот описывает динамику функционирования некой природной силы, воплощением которой является богиня. А потому он не только закономерен, но и необходим. Иначе порядок вещей в мире нарушится, и людям вряд ли это понравится.
Нарушение порядка всегда сопровождается для людей бедствиями и катаклизмами. Поэтому божество, как персонификация природной силы, «запрограммировано» своим сценарием. Этим объясняется тот факт, что драмы богинь разных пантеонов схожи. «Трудно быть Богом»…
Женщина в этом отношении более свободна. От нее не требуется реализовывать миссию определенной природной силы. Она не должна работать как за одну богиню, так и за весь пантеон. Да, она пропускает сквозь себя многие природные силы, вибрации, колебания. Но ей совершенно не нужно программировать себя драматическим сценарием той или иной богини, а тем более, всем пантеоном.
Однако это может произойти, если слишком увлечься «архетипами богинь». Повторять часто выражения типа «я, как Деметра», «я, подобно Персефоне…», – слишком большая ответственность. Это может лишить женщину спонтанности, легкости. Ведь, на самом деле, миссия богинь очень тяжела по человеческим меркам. Но им, богиням, она по силам. Удел же земной женщины очень простой – счастье.
Поэтому сказкотерапевты не увлекаются «архетипами богинь». Для сказкотерапевта приятнее воспринимать Архетип Женственности целостно, образно и иррационально. Конечно, в этом случае его сложно описывать. Но, с другой стороны, можно ли словами передать то, что постигается преимущественно чувственно, символически?
Архетип Женственности многогранный, динамичный, невероятно изменчивый и удивительно прекрасный. Он пронизан токами Любви. Его можно описать и как Сосуд, наполненный Любовью. И как Реку, имеющую бурное и спокойное течение. И как Прекрасный Сад с миллионами видов цветов… Это далеко не все метафоры Архетипа Женственности.
Дробить Женственность на отдельные архетипы жаль. Правда, от наших интеллектуальных опытов она не теряет своей сущности, гораздо более древней, чем человеческое сознание.
Архетип Женственности обладает замечательным свойством ИЗМЕНЧИВОСТИ. Благодаря этому женщина имеет возможность быть гибкой, постоянно меняться, сохраняя при этом свою целостность.
Архетип Женственности несет энергию Любви. Поэтому именно Любовь становится для женщины путеводной идеей, чем бы она не занималась: карьерой, воспитанием детей, устройством личной жизни и прочим.
Архетип Женственности являет себя миру Яви через женские АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИ. Среди которых: Мать, Возлюбленная, Жена, Дочь, Воспитательница, Отшельница, Хранительница Тайны и другие. Каждая архетипическая женская роль дает женщине определенные силы и способности. Но в каждой архетипической роли необходимо знать меру. В противном случае начнут проявляться ее теневые аспекты. Надо отметить, что в жизни многих женщин теневая природа архетипической роли проявляется сразу, порождая драматический жизненный сюжет. Это – символическое приглашение женщине к работе над собой, посланное ей Архетипом Женственности. Поэтому не стоит расстраиваться – над всем можно работать, зная содержание и особенности архетипических ролей.
Для примера разберем две важнейшие для женщины архетипические роли – Матери и Возлюбленной.
Архетипическая роль Матери дает женщине способности и силу собирать, накапливать, удерживать, вынашивать, трансформировать. Особенно ярко это проявляется в деторождении. Женщина вбирает в себя семя, накапливает собственную силу для последующего вынашивания, она удерживает плод внутри себя, вынашивает его, и – происходит трансформация, рождение в мир Яви новой жизни. Принцип Матери проявляется во многих действиях женщины. Например, она идет учиться. Сначала она собирает информацию из различных источников, она фильтрует ее, оставляя жизнеспособное; она удерживает информацию в своей голове и душе, вынашивает ее; и в определенный срок рожает в виде некоего собственного суждения, открытия, идеи, работы.
Архетипическая роль Матери предполагает постоянное созидание, превращение одного в другое. Простые ингредиенты: мука, дрожжи, вода, яйца, – сначала превращаются в тесто, потом во вкуснейший пирог. Обычные слова, вынашиваемые в голове и сердце женщины, наполняются Любовью и превращаются в удивительные колыбельные для ребенка. Простые нити и куски материи превращаются в элегантное платье… Словом, материнский принцип будет проявляться во всем, что бы ни делала женщина.
Но, а если она потеряет меру в проявлении архетипической роли Матери? Начнет проявляться теневая природа роли. И первый ее признак – чрезмерная привязанность к результату своего творчества, труда, а также ребенку. Нежелание отпустить то, что ей уже не принадлежит. Того, кто является отдельным человеком со своей судьбой. Появляются обида, разочарование, тревога, боль, – они вытесняют Любовь и являются признаками проявления теневой природы роли.
Есть общее правило: как только женщина перестает что-либо делать с радостью и любовью, риск проявления теневой природы роли резко увеличивается. Стоит только потерять бдительность, теневая природа укрепляет свои позиции. А Любовь, Архетип Женственности отходят на второй план и вернуть их в свою жизнь можно только пережив некий драматический сюжет. Здесь нет ничего страшного и фатального – нормальные условия для развития души. Сохранять Любовь в своем сердце, проявлять ее в каждом действии чрезвычайно сложно. Но именно в эти моменты женщина чувствует себя истинно счастливой.
Архетипическая роль Возлюбленной, пожалуй, самая трепетная и желаемая женщиной. В большинстве сказок, мифов и легенд героиня стремится стать именно возлюбленной.
Особое магическое очарование, способность привлекать и удерживать мужчину, изобретая для этого самые хитроумные способы, шарм, красота, уверенность в собственной женской силе, – так проявляется архетипическая роль Возлюбленной. В этой роли она подобна яркому ароматному цветку, ни подойти к которому просто невозможно. Принцип Возлюбленной делает женщину настоящим сценаристом и режиссером отношений с мужчиной, даже если она и не осознает этого. Она создает ситуацию, в которой ее невозможно не поцеловать: еще бы красавица в хрустальном гробу! Она ненароком оставляет принцу хрустальную туфельку, как бы говоря ему: «Придумай, как меня найти!». Она забирается в самый высокий терем, чтобы он допрыгнул до нее на своем сивке-бурке. А сказки Шехерезады – настоящее женское руководство по «укрощению строптивого»! Возлюбленная невероятно изобретательна. Великие китайские стратеги – младенцы по сравнению с нею. В этой архетипической роли заложены азарт и огромный потенциал творчества для игр с мужчиной. Но это не игры-манипуляции, описанные Э. Берном. Это женские игры, разжигающие взаимный интерес, страсть, способствующие развитию партнеров.
Но можно заиграться и не заметить, как станет проявляться теневая природа архетипической роли Возлюбленной. Признаки здесь разноплановые. Может появится желание «коллекционировать мужчин», чтобы «было много» (есть такая форма женского самоутверждения). Или формируется устойчивая потребность манипулировать мужчинами, чтобы они «плясали под мою дудку». С другой стороны, наоборот, приходит страх потерять мужчину, или страх быть отвергнутой им. Еще один серьезный признак «сбоя»: женщина начинает привлекать к себе далеко не самых достойных мужчин. «Я нравлюсь алкоголикам и неудачникам, – сказала на консультации одна привлекательная молодая женщина. – Они просто ко мне липнут. Я уже собрала коллекцию мужчин, которую можно смело называть «кунсткамерой». Теперь хочу привлекать к себе достойных». Что ж, все эти признаки – приглашение к работе и указание на то, что в жизни женщины разворачивается некий драматический архетипический сюжет. Нам нужно идентифицировать его, определить ловушки и уроки, найти ресурсы для изменения ситуации. Обо всем этом мы поговорим чуть позже.
Давайте представим себе Архетип Женственности как Сосуд с Любовью. Любая субстанция, попавшая в сосуд, лишившись привычного движения, рискует «прокиснуть». То же и с Любовью. Она должна постоянно циркулировать в этом Сосуде, меняя, утончая свое качество. Ради этого «утончения» и происходят в жизни женщины разнообразные испытания, драматические ситуации. В их основе лежат женские архетипические сюжеты.
Зинкевич-Евстигнеева Т.