Прорицание.
Из пяти «вудуистских» методов прорицания, о которых рассказывают Хайатт и Блэк, лишь два являются специфически афро-американскими. И практикуются они не в гаитянском воду, а в сантерии. Речь идет об оби (бросании четырех плоских двусторонних фишек — обычно кусочков ореха кола или кокоса) и караколь, или «Доске Ифы» (бросании шестнадцати фишек — обычно подпиленных раковин каури). Оба этих метода могут называться по-разному в разных странах или городах. Как у ритуала прорицания, так и у методик толкования существует очень много локальных вариаций.
Сантерианское прорицание — чисто жреческое искусство. Это не салонное развлечение и даже не просто предсказание будущего, а способ образования магических связей. В ходе сеанса могут выпасть оду (прорицательные фигуры), смертельно опасные для вопрошающего и требующие немедленного магического вмешательства опытного бабалао. Поэтому авторы всех публикаций о сантерии призывают читателей ни в коем случае не пробовать обращаться к оду самостоятельно, без должной подготовки и инициации. Для мирян существуют другие, более безопасные прорицательные системы (И-цзин, Таро и др.). Впрочем, Блэк и Хайатт дают в своей книге адаптированные варианты караколь и «Доски Ифы», которые могут осваивать люди, не посвященные в сантерию. Надеемся, всем понятно, почему мы не намерены здесь приводить дополнительной информации о теории и техниках прорицания. Серьезные читатели обязательно так или иначе найдут доступ к этому знанию. Здесь же мы ограничимся тем, что приведем один из вариантов оригинальных имен шестнадцати оду и их «изречении»:
1. Окана Соде — «Если нет ничего хорошего, то нет и ничего плохого».
2. Эйиоко — «Стрела между братьями».
3. Оггунда — «Споры приводят к трагедиям».
4. Эйоросун — «Никто не знает, что лежит на дне моря».
5. Оче — «Кровь течет по венам».
6. Оббара — «Царь не лжет. Из лжи рождается правда».
7. Одди — «Где была сначала вырыта яма (могила)». ^
8. Эйеунле — «Голова несет тело».
9. Осса — «Твой лучший друг есть твой злейший враг».
10. Офун — «Где родилось проклятие».
11. Оюани — «Нельзя нести воду в корзине».
12. Эйила чебора — «Когда война, солдаты не спят».
13. Метанла — «Где рождается болезнь, там плохая кровь».
14. Меринла — «В семье разлад, зависть окружает тебя».
15. Манунла — «Что продвигает тебя, то и парализует».
16. Медилоггун — «Ты родился, чтобы быть мудрецом — если бы ты только слушался советов!»
Если при бросании раковин ни одна из них не «говорит» (то есть не выпадает никакого оду, потому что все раковины легли «ртами» вниз), это очень плохой знак. Для вопрошающего это может быть смерть или, во всяком случае, трагедия и большие неприятности.
Блэк С Джейсон.
Из пяти «вудуистских» методов прорицания, о которых рассказывают Хайатт и Блэк, лишь два являются специфически афро-американскими. И практикуются они не в гаитянском воду, а в сантерии. Речь идет об оби (бросании четырех плоских двусторонних фишек — обычно кусочков ореха кола или кокоса) и караколь, или «Доске Ифы» (бросании шестнадцати фишек — обычно подпиленных раковин каури). Оба этих метода могут называться по-разному в разных странах или городах. Как у ритуала прорицания, так и у методик толкования существует очень много локальных вариаций.
Сантерианское прорицание — чисто жреческое искусство. Это не салонное развлечение и даже не просто предсказание будущего, а способ образования магических связей. В ходе сеанса могут выпасть оду (прорицательные фигуры), смертельно опасные для вопрошающего и требующие немедленного магического вмешательства опытного бабалао. Поэтому авторы всех публикаций о сантерии призывают читателей ни в коем случае не пробовать обращаться к оду самостоятельно, без должной подготовки и инициации. Для мирян существуют другие, более безопасные прорицательные системы (И-цзин, Таро и др.). Впрочем, Блэк и Хайатт дают в своей книге адаптированные варианты караколь и «Доски Ифы», которые могут осваивать люди, не посвященные в сантерию. Надеемся, всем понятно, почему мы не намерены здесь приводить дополнительной информации о теории и техниках прорицания. Серьезные читатели обязательно так или иначе найдут доступ к этому знанию. Здесь же мы ограничимся тем, что приведем один из вариантов оригинальных имен шестнадцати оду и их «изречении»:
1. Окана Соде — «Если нет ничего хорошего, то нет и ничего плохого».
2. Эйиоко — «Стрела между братьями».
3. Оггунда — «Споры приводят к трагедиям».
4. Эйоросун — «Никто не знает, что лежит на дне моря».
5. Оче — «Кровь течет по венам».
6. Оббара — «Царь не лжет. Из лжи рождается правда».
7. Одди — «Где была сначала вырыта яма (могила)». ^
8. Эйеунле — «Голова несет тело».
9. Осса — «Твой лучший друг есть твой злейший враг».
10. Офун — «Где родилось проклятие».
11. Оюани — «Нельзя нести воду в корзине».
12. Эйила чебора — «Когда война, солдаты не спят».
13. Метанла — «Где рождается болезнь, там плохая кровь».
14. Меринла — «В семье разлад, зависть окружает тебя».
15. Манунла — «Что продвигает тебя, то и парализует».
16. Медилоггун — «Ты родился, чтобы быть мудрецом — если бы ты только слушался советов!»
Если при бросании раковин ни одна из них не «говорит» (то есть не выпадает никакого оду, потому что все раковины легли «ртами» вниз), это очень плохой знак. Для вопрошающего это может быть смерть или, во всяком случае, трагедия и большие неприятности.
Блэк С Джейсон.