Магия чисел.
Индийцы всегда считались прекрасными математиками. Идо сих пор в Индии можно встретить людей, обладающих умением производить самые сложные математические вычисления на пальцах или с помощью нескольких морских раковин. Техника такого счета была зафиксирована в древних трактатах. Большая часть их не сохранилась, но вера в магическое действие чисел на ход событий и судьбы людей дошла до наших дней.
Так, согласно верованиям, нечетные числа приносят удачу, четные — несчастье. Поэтому ценники на товарах обычно пестрят нечетными цифрами.
Числам придавался и придается особый, тайный смысл.
Единица символизировала в закодированном виде начало начал и предметы, встречающиеся только в единственном числе, например Солнце или Луну. Число «1» старались не употреблять при счете, вместо него говорили «лабха», что в переводе с санскрита означает «прибыль, выгода». Тамилы (народ, проживающий на юго–востоке Индии) вместо этого числительного пользуются либо словом «первый», либо заменяют его именем какого–нибудь бога.
Число «2» наделяли магическими свойствами. Оно представлялось в виде Солнца и Луны.
Число «3» — единственное в ряду натуральных чисел, состоящее из суммы двух чисел «1 + 2». Поэтому в системе индуизма оно таинственное и магическое. Особо почитают его представители шиваизма, ибо Шива — единственный бог, которого индуизм наделил третьим глазом. Приверженцы шиваизма наносят себе на лоб, грудь, плечи и другие части тела три горизонтальные полосы.
«4» — именно столько в древнем обществе было сословий, в пределах которых сложились касты. Четырем действиям с натуральными числами приписывалось символическое значение, полное неожиданных тайн и загадок. Проявлением божественной воли объявлялась сумма первых четырех чисел натурального ряда 1 + 2 + 3 + 4 = 10.
Особое магическое значение приписывалось числу «5». В Индии до сих пор деревенский общинный совет — панчаят — должен состоять из пяти членов, хотя на деле их может быть и больше. Число «5» связано в сознании индусов и с именем бога Шивы: одно из его многочисленных имен — «Пятиликий». Древнеиндийские философы считали, что природа состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Индийские медики насчитали в организме человека ровно 5 пран, или «жизненных сил», и в деталях разработали трактаты о пяти органах чувств.
Божественные свойства были закреплены за числом «7». Огромную роль в этом сыграл лунный календарь, которым до сих пор пользуются в Индии. Особый смысл придавался тому, что 28 дней лунного календаря делятся на 4 равные части по 7 дней и на 2 по 14. Магическую семерку составляли наиболее важные и могучие реки — Ганг, Инд, Ямуну (Джамуну), Сарасвати, Нарбаду, Кавери и Годавари. Сказания обычно называют 7 священных городов Индии. Индийские жрецы с незапамятных времен устрашали народ разными видами ада, число которых тоже равнялось семи. А на языке телугу число «7» считается несчастливым, так как оно означает также «рыдать». Избегают произносить его и тамилы. Причина отрицательного отношения к семерке кроется, по–видимому, в звуковом составе слова «семь» — тамильское «ежу», разговорный вариант «елу». Слово «елу» созвучно «тэлу», что значит «скорпион», а также «знак Зодиака и созвездие Скорпиона», считающийся несчастливым.
Если пифагорейцы, манипулируя натуральным рядом чисел, пришли к выводу, что число «8» — это символ смерти, то древняя философия и астрология Индии узаконили 8 сторон света и закрепили за каждой из них богов–защитников. Как известно, индуизм требует особой позы во время молитв — читая молитвы, верующий должен помнить, что ему следует пасть в ноги божеству, касаясь земли восемью частями тела: обеими стопами, руками, плечами, лбом и грудью.
Воплощением неких таинственных сил было число «9». Так, 9 видов зерен стали считаться жертвенными, для жертвенного огня использовали 9 видов деревьев и кустарников, гирляндами из девяти видов цветов венчали воинов в знак признания их заслуг.
Обожествлялось и число «10». Индийцы, чтобы достигнуть мистической десятки, к имеющимся 8 сторонам света добавляли еще две— верх и низ. Зато у тамилов 10 слывет несчастливым числом, так как на 10–й день смерти мужа жена снимает с себя все эмблемы брачной жизни.
Индийцы всегда считались прекрасными математиками. Идо сих пор в Индии можно встретить людей, обладающих умением производить самые сложные математические вычисления на пальцах или с помощью нескольких морских раковин. Техника такого счета была зафиксирована в древних трактатах. Большая часть их не сохранилась, но вера в магическое действие чисел на ход событий и судьбы людей дошла до наших дней.
Так, согласно верованиям, нечетные числа приносят удачу, четные — несчастье. Поэтому ценники на товарах обычно пестрят нечетными цифрами.
Числам придавался и придается особый, тайный смысл.
Единица символизировала в закодированном виде начало начал и предметы, встречающиеся только в единственном числе, например Солнце или Луну. Число «1» старались не употреблять при счете, вместо него говорили «лабха», что в переводе с санскрита означает «прибыль, выгода». Тамилы (народ, проживающий на юго–востоке Индии) вместо этого числительного пользуются либо словом «первый», либо заменяют его именем какого–нибудь бога.
Число «2» наделяли магическими свойствами. Оно представлялось в виде Солнца и Луны.
Число «3» — единственное в ряду натуральных чисел, состоящее из суммы двух чисел «1 + 2». Поэтому в системе индуизма оно таинственное и магическое. Особо почитают его представители шиваизма, ибо Шива — единственный бог, которого индуизм наделил третьим глазом. Приверженцы шиваизма наносят себе на лоб, грудь, плечи и другие части тела три горизонтальные полосы.
«4» — именно столько в древнем обществе было сословий, в пределах которых сложились касты. Четырем действиям с натуральными числами приписывалось символическое значение, полное неожиданных тайн и загадок. Проявлением божественной воли объявлялась сумма первых четырех чисел натурального ряда 1 + 2 + 3 + 4 = 10.
Особое магическое значение приписывалось числу «5». В Индии до сих пор деревенский общинный совет — панчаят — должен состоять из пяти членов, хотя на деле их может быть и больше. Число «5» связано в сознании индусов и с именем бога Шивы: одно из его многочисленных имен — «Пятиликий». Древнеиндийские философы считали, что природа состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Индийские медики насчитали в организме человека ровно 5 пран, или «жизненных сил», и в деталях разработали трактаты о пяти органах чувств.
Божественные свойства были закреплены за числом «7». Огромную роль в этом сыграл лунный календарь, которым до сих пор пользуются в Индии. Особый смысл придавался тому, что 28 дней лунного календаря делятся на 4 равные части по 7 дней и на 2 по 14. Магическую семерку составляли наиболее важные и могучие реки — Ганг, Инд, Ямуну (Джамуну), Сарасвати, Нарбаду, Кавери и Годавари. Сказания обычно называют 7 священных городов Индии. Индийские жрецы с незапамятных времен устрашали народ разными видами ада, число которых тоже равнялось семи. А на языке телугу число «7» считается несчастливым, так как оно означает также «рыдать». Избегают произносить его и тамилы. Причина отрицательного отношения к семерке кроется, по–видимому, в звуковом составе слова «семь» — тамильское «ежу», разговорный вариант «елу». Слово «елу» созвучно «тэлу», что значит «скорпион», а также «знак Зодиака и созвездие Скорпиона», считающийся несчастливым.
Если пифагорейцы, манипулируя натуральным рядом чисел, пришли к выводу, что число «8» — это символ смерти, то древняя философия и астрология Индии узаконили 8 сторон света и закрепили за каждой из них богов–защитников. Как известно, индуизм требует особой позы во время молитв — читая молитвы, верующий должен помнить, что ему следует пасть в ноги божеству, касаясь земли восемью частями тела: обеими стопами, руками, плечами, лбом и грудью.
Воплощением неких таинственных сил было число «9». Так, 9 видов зерен стали считаться жертвенными, для жертвенного огня использовали 9 видов деревьев и кустарников, гирляндами из девяти видов цветов венчали воинов в знак признания их заслуг.
Обожествлялось и число «10». Индийцы, чтобы достигнуть мистической десятки, к имеющимся 8 сторонам света добавляли еще две— верх и низ. Зато у тамилов 10 слывет несчастливым числом, так как на 10–й день смерти мужа жена снимает с себя все эмблемы брачной жизни.