Коты и магия.
Кот, кошка — одно из самых распространенных и в то же время самых мистичных животных, традиция поклонения которым уходит еще в глубь веков. Кошки издревле почитались и внушали страх. Их независимость и ночные прогулки занимали заметное место в фольклоре и магии, поэтому с ними связано такое огромное количество мифов, легенд, поверий, ритуалов и колдовских обрядов.
Древнейшее изображение кошки в Египте относится ко 2-му тысячелетию до н. э., а ее захоронение — к концу 15 и началу 14 вв. до н. э. Одно из самых известных таких захоронений, так называемое «кладбище кошек» обнаружили археологи в Бубастисе и Бени-Хасане — центре их культа, где находился знаменитый храм богини Бает, в котором кошки, как жрицы богини Бает, жили в ее храмах и служили ей.
Богиня Бубастиса Бает, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой.
В египетской «Книге мертвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра.
Упоминание о коте мы находим также и на гробницах царей XIX и XX династий, где восхваляется бог Ра: «Ты — великий кот, мститель богов».
Интересно, что сам бог Ра мог принимать кошачий облик, поэтому его еще называли и Великим Котом.
Для египетских жрецов кошка была символом магнетических сил Природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от их тел.
Об отношении египтян к кошке писал еще древний историк Геродот: «Египтяне носят траур по погибшим кошкам. Если кошка умирает естественной смертью в доме, домочадцы сбривают себе брови. Они бальзамируют умерших кошек и уносят их в Бубаст для помещения тела в священный дом».
Вообще, у египтян существовал даже закон, по которому за убийство кошки человека могли приговорить к смертной казни, настолько эти животными почитались и считались священными. (Сравните русское поверье: «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать»).
О почитании кошек египтянами говорит и такой факт: чтобы получить милость богини Бает, те, кто приходил в ее храм, сбривали с головы волосы, присоединяли к ним волосы своих детей и клали их на специальные весы. В зависимости от того, сколько весило подношение, им давали какое-то количество серебра, которое нужно было отнести смотрителю священных кошек.
У греков и римлян кошка была священным животным богини Дианы. Считается, что в Европу кошки попали с римскими легионерами.
В некоторых случаях кошка также была символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост ее соприкасаются. Это напоминает известный эзотерический символ змеи Ураборос (змеи, кусающей себя за хвост).
В некоторых традициях кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) нечистой силы или черта. Так, например, у индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.
По японским повериям, если кошку кормить в одном и том же месте 13 лет, она превратится в кровожадного оборотня Бако-нэко. Бакэ-нэко может быть настолько огромным, что не пролезет в дом, а вместо этого будет шарить по нему лапами, выискивая людей, как мышей в норе. Иногда такой оборотень принимает облик человека.
Кстати, интересно, что при дворах японских императоров кошки «служили» наравне с другими придворными особами.
А в Китае, напротив, верили в способность кошки изгонять злых духов.
В Индии мы находим упоминание о кошках в священном тексте «Махабхараты», где о непомерной хитрости кошки рассказывается следующая притча.
Некогда на берегу священной реки Ганг жила-была одна набожная кошка. Она вела аскетический образ жизни, подобно индийским йогам, и поэтому славилась во всей округе своей добродетелью, все животные, в том числе даже мыши и птицы, относились к ней с глубоким почтением. Но даже такая набожная и святая кошка на самом деле все равно оставалось кошкой, которая пользовалась своей «святостью» только ради того, чтобы всегда оставаться сытой. Благодаря своей хитрости она делала это так: время от времени она говорила, что настал срок поделиться своей мудростью с учениками. А претендентов среди мышей получить «божественную» мудрость от такой благочестивой кошки находилось всегда превеликое множество. Но хитрая кошка брала в ученики не каждого, а только тех мышей, которые приходили к ней из дальних земель. На рассвете кошка уводила своих «учеников» за собой в самую глубь леса, где их никто не видел и там съедала доверчивых и глупых мышей. Так продолжалось до тех пор, пока мыши не заподозрили неладное. Но никто не мог усомниться в «святой» кошке. И тогда мыши решили отправить к кошке старую мудрую мышь. Но кошка оказалась хитрее, она стала рассказывать о том, как в лес приходят боги и демоны, какую битву они затевают вокруг каждого ученика и если побеждает демон — ученик отправляется в ад, а если побеждают боги — забирают ученика с собой на небеса. Мудрая мышь все поняла и отправилась восвояси, а кошка так и продолжала поедать доверчивых «учеников», которые не могли в ней усомниться.
Особое значение кошке придавали и индийские буддисты, но совсем по другим причинам. Как утверждают легенды, кошка была единственным животным, отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Поэтому с тех пор кошка для некоторых буддийских школ стала символом низших астральных сил, низших человеческих качеств, которые не должны присутствовать в буддисте, желающем получить просветление и освобождение.
Кот, кошка — одно из самых распространенных и в то же время самых мистичных животных, традиция поклонения которым уходит еще в глубь веков. Кошки издревле почитались и внушали страх. Их независимость и ночные прогулки занимали заметное место в фольклоре и магии, поэтому с ними связано такое огромное количество мифов, легенд, поверий, ритуалов и колдовских обрядов.
Древнейшее изображение кошки в Египте относится ко 2-му тысячелетию до н. э., а ее захоронение — к концу 15 и началу 14 вв. до н. э. Одно из самых известных таких захоронений, так называемое «кладбище кошек» обнаружили археологи в Бубастисе и Бени-Хасане — центре их культа, где находился знаменитый храм богини Бает, в котором кошки, как жрицы богини Бает, жили в ее храмах и служили ей.
Богиня Бубастиса Бает, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой.
В египетской «Книге мертвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра.
Упоминание о коте мы находим также и на гробницах царей XIX и XX династий, где восхваляется бог Ра: «Ты — великий кот, мститель богов».
Интересно, что сам бог Ра мог принимать кошачий облик, поэтому его еще называли и Великим Котом.
Для египетских жрецов кошка была символом магнетических сил Природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от их тел.
Об отношении египтян к кошке писал еще древний историк Геродот: «Египтяне носят траур по погибшим кошкам. Если кошка умирает естественной смертью в доме, домочадцы сбривают себе брови. Они бальзамируют умерших кошек и уносят их в Бубаст для помещения тела в священный дом».
Вообще, у египтян существовал даже закон, по которому за убийство кошки человека могли приговорить к смертной казни, настолько эти животными почитались и считались священными. (Сравните русское поверье: «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать»).
О почитании кошек египтянами говорит и такой факт: чтобы получить милость богини Бает, те, кто приходил в ее храм, сбривали с головы волосы, присоединяли к ним волосы своих детей и клали их на специальные весы. В зависимости от того, сколько весило подношение, им давали какое-то количество серебра, которое нужно было отнести смотрителю священных кошек.
У греков и римлян кошка была священным животным богини Дианы. Считается, что в Европу кошки попали с римскими легионерами.
В некоторых случаях кошка также была символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост ее соприкасаются. Это напоминает известный эзотерический символ змеи Ураборос (змеи, кусающей себя за хвост).
В некоторых традициях кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) нечистой силы или черта. Так, например, у индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.
По японским повериям, если кошку кормить в одном и том же месте 13 лет, она превратится в кровожадного оборотня Бако-нэко. Бакэ-нэко может быть настолько огромным, что не пролезет в дом, а вместо этого будет шарить по нему лапами, выискивая людей, как мышей в норе. Иногда такой оборотень принимает облик человека.
Кстати, интересно, что при дворах японских императоров кошки «служили» наравне с другими придворными особами.
А в Китае, напротив, верили в способность кошки изгонять злых духов.
В Индии мы находим упоминание о кошках в священном тексте «Махабхараты», где о непомерной хитрости кошки рассказывается следующая притча.
Некогда на берегу священной реки Ганг жила-была одна набожная кошка. Она вела аскетический образ жизни, подобно индийским йогам, и поэтому славилась во всей округе своей добродетелью, все животные, в том числе даже мыши и птицы, относились к ней с глубоким почтением. Но даже такая набожная и святая кошка на самом деле все равно оставалось кошкой, которая пользовалась своей «святостью» только ради того, чтобы всегда оставаться сытой. Благодаря своей хитрости она делала это так: время от времени она говорила, что настал срок поделиться своей мудростью с учениками. А претендентов среди мышей получить «божественную» мудрость от такой благочестивой кошки находилось всегда превеликое множество. Но хитрая кошка брала в ученики не каждого, а только тех мышей, которые приходили к ней из дальних земель. На рассвете кошка уводила своих «учеников» за собой в самую глубь леса, где их никто не видел и там съедала доверчивых и глупых мышей. Так продолжалось до тех пор, пока мыши не заподозрили неладное. Но никто не мог усомниться в «святой» кошке. И тогда мыши решили отправить к кошке старую мудрую мышь. Но кошка оказалась хитрее, она стала рассказывать о том, как в лес приходят боги и демоны, какую битву они затевают вокруг каждого ученика и если побеждает демон — ученик отправляется в ад, а если побеждают боги — забирают ученика с собой на небеса. Мудрая мышь все поняла и отправилась восвояси, а кошка так и продолжала поедать доверчивых «учеников», которые не могли в ней усомниться.
Особое значение кошке придавали и индийские буддисты, но совсем по другим причинам. Как утверждают легенды, кошка была единственным животным, отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Поэтому с тех пор кошка для некоторых буддийских школ стала символом низших астральных сил, низших человеческих качеств, которые не должны присутствовать в буддисте, желающем получить просветление и освобождение.