Изменённые состояния сознания.
Первые исследователи предполагали, что все измененные состояния сознания эквивалентны друг другу.
Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью». Измененные состояния сознания (ИСС) могут возникать в результате различных практик, например религиозных.
Изучая это направление, исследователь Андрей Сафронов выяснил, что практически все религиозные системы включают описания ИСС. Роль и сущность ИСС в религиозной жизни является одним из наименее изученных вопросов психологии религий.
Однако такие состояния могут рассматриваться нами для более глубокого понимания возможностей человеческого организма и сознания. Например, медитативная практика включает целый спектр различных состояний: от пратьярхары, когда исчезает реакция на какие-либо внешние раздражители, до состояния экстатического принятия всех элементов бытия, практикуемого в Бхакти-йоге. Некоторые практики — отдельные дзенские сатори — ведут к состояниям единства, когда исчезает чувство разделения себя и мира. В других состояниях исчезают все объекты или явления, как в буддийской нирване или ведической нирвикальпа-самадхи, или все явления воспринимаются как выражения или модификации сознания, как в сахадж-самадхи.
До недавнего времени многие из этих состояний считались на Западе патологическими. Однако исследования, проведенные в рамках, например, гуманистической психологии, полностью опровергают эту концепцию.
Так, Абрахам Маслоу, опросив сотни людей, которые пережили спонтанные мистические переживания (или, как он их называл, пиковые переживания), показал, что мистические переживания не являются симптомами патологии и не имеют отношения к психиатрии. Зачастую они имеют место у людей без каких бы то ни было серьезных эмоциональных проблем, которых во всех остальных отношениях можно считать нормальными. Более того, если эти переживания происходят в благоприятной обстановке и хорошо усваиваются, они могут дать весьма полезные результаты — улучшить жизнедеятельность, повысить творческие способности и самоактуализацию.
Поскольку спектр ИСС достаточно широк, возникает несколько принципиальных вопросов:
1. Какова роль ИСС в системе религиозного опыта?
2. Как классифицировать ИСС и методы их достижения?
3. Какие состояния сознания являются полезными и преобразующими, а какие опасными и деструктивными?
Первые исследователи предполагали, что все измененные состояния сознания эквивалентны друг другу.
Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью». Измененные состояния сознания (ИСС) могут возникать в результате различных практик, например религиозных.
Изучая это направление, исследователь Андрей Сафронов выяснил, что практически все религиозные системы включают описания ИСС. Роль и сущность ИСС в религиозной жизни является одним из наименее изученных вопросов психологии религий.
Однако такие состояния могут рассматриваться нами для более глубокого понимания возможностей человеческого организма и сознания. Например, медитативная практика включает целый спектр различных состояний: от пратьярхары, когда исчезает реакция на какие-либо внешние раздражители, до состояния экстатического принятия всех элементов бытия, практикуемого в Бхакти-йоге. Некоторые практики — отдельные дзенские сатори — ведут к состояниям единства, когда исчезает чувство разделения себя и мира. В других состояниях исчезают все объекты или явления, как в буддийской нирване или ведической нирвикальпа-самадхи, или все явления воспринимаются как выражения или модификации сознания, как в сахадж-самадхи.
До недавнего времени многие из этих состояний считались на Западе патологическими. Однако исследования, проведенные в рамках, например, гуманистической психологии, полностью опровергают эту концепцию.
Так, Абрахам Маслоу, опросив сотни людей, которые пережили спонтанные мистические переживания (или, как он их называл, пиковые переживания), показал, что мистические переживания не являются симптомами патологии и не имеют отношения к психиатрии. Зачастую они имеют место у людей без каких бы то ни было серьезных эмоциональных проблем, которых во всех остальных отношениях можно считать нормальными. Более того, если эти переживания происходят в благоприятной обстановке и хорошо усваиваются, они могут дать весьма полезные результаты — улучшить жизнедеятельность, повысить творческие способности и самоактуализацию.
Поскольку спектр ИСС достаточно широк, возникает несколько принципиальных вопросов:
1. Какова роль ИСС в системе религиозного опыта?
2. Как классифицировать ИСС и методы их достижения?
3. Какие состояния сознания являются полезными и преобразующими, а какие опасными и деструктивными?