СИВИЛЛЫ И КНИГИ ИХ ПРОРОЧЕСТВ.
В Древней Греции и Древнем Риме сивиллами называли легендарных странствующих прорицательниц, наделенных даром предвидеть будущее и открывать людям волю богов. Античные авторы упоминали об одной, двух, четырех, десяти и даже двенадцати сивиллах. Наиболее известной среди них является Кумекая (Куманская) сивилла; ей, собственно, и приписывают авторство знаменитых сборников изречений и предсказаний, которыми долгое время пользовались в Риме для официальных гаданий. В VIII–VII веках до н. э. ни одна мистерия в Греции не обходилась без пророчеств этих женщин, наделенных необъяснимым даром видеть будущее.
Изначально слово «сивилла» являлось именем собственным; так звали легендарную троянку, дочь Дардана и Несо (как вариант – дочь Зевса и Ламии), обладавшую пророческим даром. С течением времени это слово приобрело нарицательное значение и стало своего рода названием профессии странствующих прорицательниц. Кем были эти женщины? Что особенного совершили они в жизни, если столь беспощадное Время не предало забвению их имена? Предсказателей во все века хватало с избытком, вот только о многих ли из них потомки вспомнят уже даже через пару столетий? А ведь между нами и легендарными сивиллами зияет невероятная пропасть в тысячелетия…
Согласно свидетельству Плутарха, первые упоминания о необычной прорицательнице встречается в трудах Гераклита Эфесского. Аристофан, Платон и Аристотель также сообщают об одной великой предсказательнице. Но уже Гераклит Понтийский, ученик Платона, знал трех сивилл. Более поздние эллинистические и римские предания повествуют о двух, четырех, восьми, десяти и двенадцати провидицах. Всех их называли по местам их обитания либо рождения, но история, как ни странно, сохранила для нас и собственные имена большинства из них. Эти пророчицы стали особым явлением своего времени; вероятно, сивилл было значительно больше, но только 12 из них сумели напророчить настолько глобальные события, которые сбылись, что люди и в самом деле поверили, будто устами провидиц глаголет Истина. Женщины, способные видеть сквозь тьму веков, обладали страшным даром неотвратимости сказанного. Предания гласят, что они жили невероятно долго – по 1 000 лет, оставляя после себя «прогнозы», способные удивлять людей будущего… И что самое интересное, этих пророчиц-язычниц признает христианская традиция, которая считает, что сивиллы были первыми, кто рассказал о существовании единого Бога-отца, предрек появление Девы Марии, рождение Христа, его мученическую смерть, искупившую грехи людей, и его воскресение…
Странствующие пророчицы, подобно гомеровским гадателям, следовали по одним им ведомым маршрутам, предлагая всем желающим предсказать их судьбу, угадать будущее. Традиционно таких ясновидящих называли «божьим намерением», «исполненными богами», «клятвой и разумом богов», «познавшими бога». С местными религиозными культами они связаны не были; сам процесс предвидения являлся весьма впечатляющим и мрачно-зрелищным: сивилла, к которой обратились с вопросом, ненадолго застывала, а затем на женщину находило необъяснимое исступление, похожее на истерический припадок. Черты лица ее сильно искажались, тело, которое сводили судороги, билось в конвульсиях, у рта появлялась пена… Но при всем этом сивилла не была психически больной. Вещала пророчества сивилла во время своего невероятного экстаза исключительно в стихотворной форме, классическим гекзаметром.
Позднее к сивиллам их потомки стали предъявлять, мягко говоря, странные претензии: мол, качество литературных экспромтов пророчиц оставляет желать лучшего, размер кое-где нарушен, и вообще, дескать, высказывания туманные. Но ведь сами сивиллы никогда собственные слова не записывали! Они просто были бы не в силах это делать; в состоянии, близком к припадку, трясясь в судорогах, согласитесь, тяжеловато управляться с письменными принадлежностями. А когда женщина отвечала на поставленный вопрос и приходила в себя, она… просто ничего из сказанного несколько минут назад не помнила! Так что пророчества ясновидящих древности фиксировали другие. Вот им-то и нужно адресовать претензии насчет стиля, размера и прочего. Писец далеко не всегда успевал зафиксировать выкрикиваемые в горячке фразы, многое в результате утрачивалось, что-то и в самом деле искажалось, автор же прорицания впоследствии привести собственные слова в порядок уже не мог…
Итак, поговорим собственно о тех удивительных женщинах, которые вошли в историю под именем сивилл, о тех, кто каким-то необъяснимым образом соединял века и тысячелетия эфемерным мостом из пророческих слов. Древнейшей из сивилл считается Персидская (Халдейская, Еврейская). Отцом этой персиянки, носившей имя Самбефа, был знаменитый автор халдейской истории Бероз, а матерью – некая Эриманфа. Но сама Самбефа родство свое с этими людьми не признавала, уверяя всех, что она является… невесткой самого Ноя! Верилось в это, конечно, с трудом. О Самбефе писали, что она была моложавой привлекательной женщиной. Родилась Самбефа, предположительно, в Вавилоне, а вот какими путями попала в Кампанью, в город Кумы, – про то древние историки не упоминают. Как бы там ни было, пророчества Персидской сивиллы оказались настолько впечатляющими, что о них, как о великом чуде, рассказывал даже знаменитый историк прошлого Никандр – автор жизнеописания Александра Великого. В своей «Истории» сей почтенный муж упоминал, будто прорицательница некогда поведала Македонскому о его делах, предсказала яркую славу, которая переживет тысячелетия, и раннюю смерть. Кроме того, сивилла Персидская предрекла также… пришествие Мессии, который «нас с Богом-отцом примирит»! Учтите, что слова о пришествии Спасителя прозвучали за 1248 лет до его рождения… Персидская сивилла говорила о «великом, невидимом, всевидящем Боге-вседержителе», о рождении Спасителя «от пречистой девы отроковицы», о грехе поклонения «идолам и истуканам», о том, что в будущем люди «увидят в великой славе единого Бога», и многом другом, столь же впечатляющем. Мессия, по словам сивиллы, выведет из тьмы отцов, обратит заблудших и предаст смерти себя самого за всех живущих на земле. Псевдоневестка Ноя грозила: в будущем наступит конец нашему миру; земля утонет в огне, и «тогда будет суд» нечестивым.
После Самбефы осталось 24 книги пророчеств, касающихся разных стран и народов, но большинство из них затерялось в лабиринтах истории. Чего не скажешь о самой сивилле. Свои пророчества она произносила в удивительном и величественном месте: в огромной базилике, высеченной из цельной скалы. Омывшись водой из трех бассейнов, расположенных внутри базилики, ясновидящая одевалась и шла во внутреннее помещение. Там, над глубокой трещиной в скальном фундаменте, стоял высокий треножник. Сивилла, подобно знаменитым пифиям, усаживалась на него, некоторое время вдыхала поднимавшиеся из разлома пары, а затем впадала в эйфорию и начинала вещать. После смерти прах провидицы запечатали в медный сосуд и похоронили около базилики. Несмотря на все общественные, социальные и природные катаклизмы минувших веков, некоторые предсказания Самбефы дошли до наших дней.
Второй великой ясновидящей считается сивилла Либика, или Ливийская (нетрудно догадаться, откуда эта женщина была родом). Среднего роста, с очень темной кожей, она всегда носила с собой веточку маслины. За время своих странствий Либика успела побывать в Самосе, Дельфах и многих других городах. Этой сивилле предписывают стихи, обличающие идолопоклонство. Считают, что выражение «Не надейтесь на бога каменного, а надейтесь только на себя» принадлежит именно Ливийской прорицательнице. Она, кстати, тоже упоминала о рождении «воплощенного Бога» от «чистой девы», о том, что Спаситель «немым уста откроет, а слепым даст прозрение». Либика уверенно вещала: над небом и землей владычествует Сущий Бог, который и посылает дожди, град, землетрясения, мор, снег…
Но собственно сивиллами странствующих пророчиц начали называть, начиная с сивиллы Дельфики, или Дельфийской. Согласно преданию, под этим прозвищем скрывалась Артемия – дочь легендарного афинского героя Тесея. Ясновидящая родилась во Фригии, но уже в ранней молодости пришла в Дельфы, где находилось прославленное капище Аполлона. Посвящение Артемия приняла по воле своих сограждан. Сивилла Дельфийская прославляла величие богини Геры, однако и среди ее предсказаний обнаруживаются упоминания о чистой деве, рожденном ею сыне, которому суждено погибнуть ради спасения других, и о том, что уверовавшие в сына бога «жизнь вечную наследуют». Эта ясновидящая для впадения в эйфорический транс также пользовалась дымом, исходившим из отверстия в полу пещеры.
Примечательный момент: большую часть стихов-предсказаний Артемии использовал при создании собственных произведений Гомер. Правда, великий слепец предварительно проводил их некоторую «художественную обработку».
С сивиллой Эритрейской, Герофилой, о которой в своей книге о пророчествах рассказывал Гераклит Понтийский, связана красивая легенда. Она утверждает, что любви этой необычайно привлекательной женщины, воспитанной Музами на горе Геликон, долго добивался сам Аполлон. Наконец ясновидящая потребовала от бога за свою благосклонность столько лет жизни, сколько найдется песчинок на ее родном Эритрейском взморье. Аполлон условия договора выполнил скрупулезно, выдвинув только одно встречное условие: Герофила никогда больше не увидит земли своих предков.
Бессмертная пророчица отправилась в странствия. В конце концов она осела в италийских Кумах. Над трещиной в полу пещеры, из которой опять-таки исходили неизвестные испарения, она делала удивительные и подчас грозные предсказания. Эта пророчица осталась в истории прежде всего потому, что предрекла Троянскую войну и разрушение Трои из-за женщины-спартанки по имени Елена… И это, заметьте, за 483 года до взятия легендарного города! Кстати, ясновидящая также предупредила, что великий поэт Гомер будет… лгать в своих произведениях, что Везувий при очередном извержении погребет под пеплом и лавой Помпеи; указала провидица также место битвы, которая положила конец независимости Древней Греции. Интересно, что этой женщине, похоже, были хорошо знакомы книги Моисея.
Прожив достаточно много лет, сивилла с ужасом осознала, к какому безрадостному существованию приговорила сама себя. Ведь, думая о вечной жизни, она напрочь забыла, что в придачу к ней нужно просить и вечную молодость… Ясновидящая старела, постепенно превращаясь в дряхлую развалину, жизнь стала для нее обузой, но смерть забыла дорогу к Герофиле. Наконец жители Кум сжалились над сивиллой. Они знали о договоре женщины и Аполлона и решили помочь старухе обмануть Судьбу. Горожане отправили провидице письмо, которое по существовавшему обычаю запечатали глиной. Материал же для печати специально доставили в Кумы из Эритреи. Сивилла, увидев частичку родной земли, в тот же миг умерла. Однако ее вещий голос остался там, где она столько лет пророчествовала, – в кумских пещерах. Он слышался спустя многие годы после того, как Герофила ушла в мир теней. А книги, которые зафиксировали ее предсказания, затерялись в веках. Остались только разрозненные пророчества, в которых мы снова обнаруживаем упоминания о едином Боге и его Сыне – Спасителе человечества. Кроме всего прочего, сивилла Эритрейская оставила детальные записи по анатомии человека (в частности, о механизмах, приводящих в движение конечности) и первой изобрела треугольный музыкальный инструмент, очень похожий на арфу (возможно, пра-пра-… прабабушку данной струнной конструкции).
Кимрская, или Киммерийская сивилла считается автором предсказаний, зафиксированных в древних Самиенских летописях. Среди них мы также можем найти немало упоминаний о чистой деве, ее великом сыне и о том, что «в конце времен» живущих на земле ждет беспристрастный строгий суд… Когда это будет? Киммерийская сивилла считала, что наш мир простоит 6 000 лет. Что ж, посмотрим…
Еще один «источник» предсказаний, входящих в состав Самиенских летописей, – сивилла Самосская, жившая за 2 000 лет до Рождества Христова. Скорее всего родилась эта ясновидящая на острове Самос, откуда, собственно, и пошло ее прозвище. Философ Эратосфен относился к предсказаниям Самосской провидицы с большим уважением. Предполагают, что настоящее имя ясновидящей – Самонефа или Фито. И снова среди прочих предсказаний (эпидемий, землетрясений, военного конфликта и прочих «прелестей») в оракулах древней провидицы обнаруживаются слова о сошествии Бога на землю, о том, что «родится среди людей человек от девы чистой, и всякий живущий воздаст ему славу», о терновом венце, ждущем Спасителя мира. Кстати, ясновидящая указала, что в имени Мессии будут «четыре согласных и гласный двойной»! Она также советовала «поклоняться зиждителю мира», который «больше всех вышних, сотворил звезды»; тогда для людей открывается возможность «наследовать вечную жизнь в непреходящем веке, поселившись в рае прекрасном»… Сивилла Самосская также несколько уточнила пророчество своей Кумской «коллеги» о девяти солнцах (речь о нем пойдет ниже), утверждая, что оно свидетельствует только о девяти поколениях человечества, соотносимых с девятью металлами земли (золото, серебро, медь, олово, железо и т. д.), которым предстоит сменить друг друга на земле.
С Кумами связана жизнь еще одной, самой знаменитой сивиллы. Кумекая провидица (согласно преданию ее звали Амальфея) являлась дочерью жрицы Аполлона. Пещеру, в которой ясновидящая произносила свои оракулы, открыла… коза. Кстати, то же вездесущее беспокойное животное некогда отыскало и трещину в земле в Дельфах (там, где позднее начал действовать знаменитый оракул). Пещера Амальфеи была по-своему уникальной. Да, на ее дне, как и в других подобных местах, находился глубокий почвенный разлом, из которого постоянно поднимались испарения. Но кроме этого в пещере было 100 дверей! Куда они вели? Про то знала только сама сивилла. Однако в момент пророческого экстаза ясновидящей из этих дверей доносились сотни странных голосов. Они-то и давали Амальфее ответы на заданный вопрос.
Предсказания сивиллы Кумской особенно интересны, поскольку они в большинстве своем носили глобальный характер. Она поведала о смене веков и «великом годе»; последний, как выяснилось, равен 440 годам. Именно за такой срок все планеты возвращаются к своему первоначальному положению. Кумекая сивилла дала «консультацию» Энею Троянскому, рассказав воину о его будущем. По преданию, пророчица особо покровительствовала беглецу из разрушенной Трои. Она якобы предупредила Энея о грядущих бедах, подсказала, где стоит основать город, будущее которого станет великим, а также помогла своему «протеже» спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца.
Однажды римлянам было видение девяти солнц, одновременно поднявшихся над землей: первое отличалось особой яркостью и огромными размерами, второе оказалось неярким белым, постоянно изменяющимся, третье было очень большим и кровавым, как «палящий огонь», четвертое – «как Тартар и многокровавое», пятое – самым ярким, блестящим, шестое – мглисто-бледным, седьмое – страшным и темным, восьмое – небольшим, но ярким, а девятое – самым большим и «видом, как Тартар». За толкованием непонятного знамения обратились, естественно, к Кумской сивилле. Та объяснила, что девять солнц – это девять поколений людей и девять веков Вселенной. Первое поколение – так называемый «золотой век» – представляли праведные, кроткие, незлобивые люди. Второе, «серебряное поколение» – это люди свободные, «страннолюбивые». Третий век – век «медных» людей, век воинственный, когда «цари восстанут против царей и народ на народ пойдет войной». Солнце четвертого поколения говорит о рождении «чистой и святой девы», которая родит сына – Спасителя человечества. Сивилла сказала, что цари, стараясь погубить сына Бога еще в младенчестве, наполнят кровью реку Иордан; Спаситель, «исцеляющий любую болезнь», «на голове своей венец понесет терновый» и будет «повешен на дереве», а затем воскреснет. Пятое солнце – солнце века лукавых царей; правда, эти же правители возведут величественные храмы в Гелиополе и в Ливане. Шестой век станет временем быстрой смены двух правителей; затем появится грозный царь и воитель, который отстроит Византий, уничтожит идолов и наречет город своим именем. Звать этого человека будут Константин… И тут сивилла позволила себе мрачноватое отступление от прогноза, воскликнув: «Не хвались, Византий, трех XXX не процарствуешь!» И действительно: XXX – это 1800 лет, а византийский Рим (Царьград) турки прибрали к рукам утром 29 мая 1453 года. Седьмой век, по словам провидицы, родит священников-колдунов и блудников. Мир придет в упадок. Фракию разграбят варвары, Испания, Калабрия и Далмация практически обезлюдеют. Восьмое солнце принесет с собой мор, голод, наводнения, страдания и болезни. Тогда же восстанут персы и займут восточные города, поразив ромеев. Девятое солнце даст миру многочисленные убийства, и «кровь достигнет моря», а «весь Восток будет под игом». Пророчество получилось, мягко говоря, не слишком оптимистичным. Пожалуй, изречь его без риска быть забросанной камнями могла позволить себе только великая сивилла. Если устами ее действительно вещает божество, то поди знай, что она напророчествует в случае нелюбезного с собой обращения! Интересно, что о сивилле, жившей в пещере около Кум, много писал историк первой Готской войны Агафий Миринейский. В своих работах он называл пророчицу Италийской. Почему-то часть оракулов, изреченных этой женщиной, долгое время хранилась в городе Эне, но во времена Юлиана Отступника их «по высочайшему указанию» сожгли.
В Древней Греции и Древнем Риме сивиллами называли легендарных странствующих прорицательниц, наделенных даром предвидеть будущее и открывать людям волю богов. Античные авторы упоминали об одной, двух, четырех, десяти и даже двенадцати сивиллах. Наиболее известной среди них является Кумекая (Куманская) сивилла; ей, собственно, и приписывают авторство знаменитых сборников изречений и предсказаний, которыми долгое время пользовались в Риме для официальных гаданий. В VIII–VII веках до н. э. ни одна мистерия в Греции не обходилась без пророчеств этих женщин, наделенных необъяснимым даром видеть будущее.
Изначально слово «сивилла» являлось именем собственным; так звали легендарную троянку, дочь Дардана и Несо (как вариант – дочь Зевса и Ламии), обладавшую пророческим даром. С течением времени это слово приобрело нарицательное значение и стало своего рода названием профессии странствующих прорицательниц. Кем были эти женщины? Что особенного совершили они в жизни, если столь беспощадное Время не предало забвению их имена? Предсказателей во все века хватало с избытком, вот только о многих ли из них потомки вспомнят уже даже через пару столетий? А ведь между нами и легендарными сивиллами зияет невероятная пропасть в тысячелетия…
Согласно свидетельству Плутарха, первые упоминания о необычной прорицательнице встречается в трудах Гераклита Эфесского. Аристофан, Платон и Аристотель также сообщают об одной великой предсказательнице. Но уже Гераклит Понтийский, ученик Платона, знал трех сивилл. Более поздние эллинистические и римские предания повествуют о двух, четырех, восьми, десяти и двенадцати провидицах. Всех их называли по местам их обитания либо рождения, но история, как ни странно, сохранила для нас и собственные имена большинства из них. Эти пророчицы стали особым явлением своего времени; вероятно, сивилл было значительно больше, но только 12 из них сумели напророчить настолько глобальные события, которые сбылись, что люди и в самом деле поверили, будто устами провидиц глаголет Истина. Женщины, способные видеть сквозь тьму веков, обладали страшным даром неотвратимости сказанного. Предания гласят, что они жили невероятно долго – по 1 000 лет, оставляя после себя «прогнозы», способные удивлять людей будущего… И что самое интересное, этих пророчиц-язычниц признает христианская традиция, которая считает, что сивиллы были первыми, кто рассказал о существовании единого Бога-отца, предрек появление Девы Марии, рождение Христа, его мученическую смерть, искупившую грехи людей, и его воскресение…
Странствующие пророчицы, подобно гомеровским гадателям, следовали по одним им ведомым маршрутам, предлагая всем желающим предсказать их судьбу, угадать будущее. Традиционно таких ясновидящих называли «божьим намерением», «исполненными богами», «клятвой и разумом богов», «познавшими бога». С местными религиозными культами они связаны не были; сам процесс предвидения являлся весьма впечатляющим и мрачно-зрелищным: сивилла, к которой обратились с вопросом, ненадолго застывала, а затем на женщину находило необъяснимое исступление, похожее на истерический припадок. Черты лица ее сильно искажались, тело, которое сводили судороги, билось в конвульсиях, у рта появлялась пена… Но при всем этом сивилла не была психически больной. Вещала пророчества сивилла во время своего невероятного экстаза исключительно в стихотворной форме, классическим гекзаметром.
Позднее к сивиллам их потомки стали предъявлять, мягко говоря, странные претензии: мол, качество литературных экспромтов пророчиц оставляет желать лучшего, размер кое-где нарушен, и вообще, дескать, высказывания туманные. Но ведь сами сивиллы никогда собственные слова не записывали! Они просто были бы не в силах это делать; в состоянии, близком к припадку, трясясь в судорогах, согласитесь, тяжеловато управляться с письменными принадлежностями. А когда женщина отвечала на поставленный вопрос и приходила в себя, она… просто ничего из сказанного несколько минут назад не помнила! Так что пророчества ясновидящих древности фиксировали другие. Вот им-то и нужно адресовать претензии насчет стиля, размера и прочего. Писец далеко не всегда успевал зафиксировать выкрикиваемые в горячке фразы, многое в результате утрачивалось, что-то и в самом деле искажалось, автор же прорицания впоследствии привести собственные слова в порядок уже не мог…
Итак, поговорим собственно о тех удивительных женщинах, которые вошли в историю под именем сивилл, о тех, кто каким-то необъяснимым образом соединял века и тысячелетия эфемерным мостом из пророческих слов. Древнейшей из сивилл считается Персидская (Халдейская, Еврейская). Отцом этой персиянки, носившей имя Самбефа, был знаменитый автор халдейской истории Бероз, а матерью – некая Эриманфа. Но сама Самбефа родство свое с этими людьми не признавала, уверяя всех, что она является… невесткой самого Ноя! Верилось в это, конечно, с трудом. О Самбефе писали, что она была моложавой привлекательной женщиной. Родилась Самбефа, предположительно, в Вавилоне, а вот какими путями попала в Кампанью, в город Кумы, – про то древние историки не упоминают. Как бы там ни было, пророчества Персидской сивиллы оказались настолько впечатляющими, что о них, как о великом чуде, рассказывал даже знаменитый историк прошлого Никандр – автор жизнеописания Александра Великого. В своей «Истории» сей почтенный муж упоминал, будто прорицательница некогда поведала Македонскому о его делах, предсказала яркую славу, которая переживет тысячелетия, и раннюю смерть. Кроме того, сивилла Персидская предрекла также… пришествие Мессии, который «нас с Богом-отцом примирит»! Учтите, что слова о пришествии Спасителя прозвучали за 1248 лет до его рождения… Персидская сивилла говорила о «великом, невидимом, всевидящем Боге-вседержителе», о рождении Спасителя «от пречистой девы отроковицы», о грехе поклонения «идолам и истуканам», о том, что в будущем люди «увидят в великой славе единого Бога», и многом другом, столь же впечатляющем. Мессия, по словам сивиллы, выведет из тьмы отцов, обратит заблудших и предаст смерти себя самого за всех живущих на земле. Псевдоневестка Ноя грозила: в будущем наступит конец нашему миру; земля утонет в огне, и «тогда будет суд» нечестивым.
После Самбефы осталось 24 книги пророчеств, касающихся разных стран и народов, но большинство из них затерялось в лабиринтах истории. Чего не скажешь о самой сивилле. Свои пророчества она произносила в удивительном и величественном месте: в огромной базилике, высеченной из цельной скалы. Омывшись водой из трех бассейнов, расположенных внутри базилики, ясновидящая одевалась и шла во внутреннее помещение. Там, над глубокой трещиной в скальном фундаменте, стоял высокий треножник. Сивилла, подобно знаменитым пифиям, усаживалась на него, некоторое время вдыхала поднимавшиеся из разлома пары, а затем впадала в эйфорию и начинала вещать. После смерти прах провидицы запечатали в медный сосуд и похоронили около базилики. Несмотря на все общественные, социальные и природные катаклизмы минувших веков, некоторые предсказания Самбефы дошли до наших дней.
Второй великой ясновидящей считается сивилла Либика, или Ливийская (нетрудно догадаться, откуда эта женщина была родом). Среднего роста, с очень темной кожей, она всегда носила с собой веточку маслины. За время своих странствий Либика успела побывать в Самосе, Дельфах и многих других городах. Этой сивилле предписывают стихи, обличающие идолопоклонство. Считают, что выражение «Не надейтесь на бога каменного, а надейтесь только на себя» принадлежит именно Ливийской прорицательнице. Она, кстати, тоже упоминала о рождении «воплощенного Бога» от «чистой девы», о том, что Спаситель «немым уста откроет, а слепым даст прозрение». Либика уверенно вещала: над небом и землей владычествует Сущий Бог, который и посылает дожди, град, землетрясения, мор, снег…
Но собственно сивиллами странствующих пророчиц начали называть, начиная с сивиллы Дельфики, или Дельфийской. Согласно преданию, под этим прозвищем скрывалась Артемия – дочь легендарного афинского героя Тесея. Ясновидящая родилась во Фригии, но уже в ранней молодости пришла в Дельфы, где находилось прославленное капище Аполлона. Посвящение Артемия приняла по воле своих сограждан. Сивилла Дельфийская прославляла величие богини Геры, однако и среди ее предсказаний обнаруживаются упоминания о чистой деве, рожденном ею сыне, которому суждено погибнуть ради спасения других, и о том, что уверовавшие в сына бога «жизнь вечную наследуют». Эта ясновидящая для впадения в эйфорический транс также пользовалась дымом, исходившим из отверстия в полу пещеры.
Примечательный момент: большую часть стихов-предсказаний Артемии использовал при создании собственных произведений Гомер. Правда, великий слепец предварительно проводил их некоторую «художественную обработку».
С сивиллой Эритрейской, Герофилой, о которой в своей книге о пророчествах рассказывал Гераклит Понтийский, связана красивая легенда. Она утверждает, что любви этой необычайно привлекательной женщины, воспитанной Музами на горе Геликон, долго добивался сам Аполлон. Наконец ясновидящая потребовала от бога за свою благосклонность столько лет жизни, сколько найдется песчинок на ее родном Эритрейском взморье. Аполлон условия договора выполнил скрупулезно, выдвинув только одно встречное условие: Герофила никогда больше не увидит земли своих предков.
Бессмертная пророчица отправилась в странствия. В конце концов она осела в италийских Кумах. Над трещиной в полу пещеры, из которой опять-таки исходили неизвестные испарения, она делала удивительные и подчас грозные предсказания. Эта пророчица осталась в истории прежде всего потому, что предрекла Троянскую войну и разрушение Трои из-за женщины-спартанки по имени Елена… И это, заметьте, за 483 года до взятия легендарного города! Кстати, ясновидящая также предупредила, что великий поэт Гомер будет… лгать в своих произведениях, что Везувий при очередном извержении погребет под пеплом и лавой Помпеи; указала провидица также место битвы, которая положила конец независимости Древней Греции. Интересно, что этой женщине, похоже, были хорошо знакомы книги Моисея.
Прожив достаточно много лет, сивилла с ужасом осознала, к какому безрадостному существованию приговорила сама себя. Ведь, думая о вечной жизни, она напрочь забыла, что в придачу к ней нужно просить и вечную молодость… Ясновидящая старела, постепенно превращаясь в дряхлую развалину, жизнь стала для нее обузой, но смерть забыла дорогу к Герофиле. Наконец жители Кум сжалились над сивиллой. Они знали о договоре женщины и Аполлона и решили помочь старухе обмануть Судьбу. Горожане отправили провидице письмо, которое по существовавшему обычаю запечатали глиной. Материал же для печати специально доставили в Кумы из Эритреи. Сивилла, увидев частичку родной земли, в тот же миг умерла. Однако ее вещий голос остался там, где она столько лет пророчествовала, – в кумских пещерах. Он слышался спустя многие годы после того, как Герофила ушла в мир теней. А книги, которые зафиксировали ее предсказания, затерялись в веках. Остались только разрозненные пророчества, в которых мы снова обнаруживаем упоминания о едином Боге и его Сыне – Спасителе человечества. Кроме всего прочего, сивилла Эритрейская оставила детальные записи по анатомии человека (в частности, о механизмах, приводящих в движение конечности) и первой изобрела треугольный музыкальный инструмент, очень похожий на арфу (возможно, пра-пра-… прабабушку данной струнной конструкции).
Кимрская, или Киммерийская сивилла считается автором предсказаний, зафиксированных в древних Самиенских летописях. Среди них мы также можем найти немало упоминаний о чистой деве, ее великом сыне и о том, что «в конце времен» живущих на земле ждет беспристрастный строгий суд… Когда это будет? Киммерийская сивилла считала, что наш мир простоит 6 000 лет. Что ж, посмотрим…
Еще один «источник» предсказаний, входящих в состав Самиенских летописей, – сивилла Самосская, жившая за 2 000 лет до Рождества Христова. Скорее всего родилась эта ясновидящая на острове Самос, откуда, собственно, и пошло ее прозвище. Философ Эратосфен относился к предсказаниям Самосской провидицы с большим уважением. Предполагают, что настоящее имя ясновидящей – Самонефа или Фито. И снова среди прочих предсказаний (эпидемий, землетрясений, военного конфликта и прочих «прелестей») в оракулах древней провидицы обнаруживаются слова о сошествии Бога на землю, о том, что «родится среди людей человек от девы чистой, и всякий живущий воздаст ему славу», о терновом венце, ждущем Спасителя мира. Кстати, ясновидящая указала, что в имени Мессии будут «четыре согласных и гласный двойной»! Она также советовала «поклоняться зиждителю мира», который «больше всех вышних, сотворил звезды»; тогда для людей открывается возможность «наследовать вечную жизнь в непреходящем веке, поселившись в рае прекрасном»… Сивилла Самосская также несколько уточнила пророчество своей Кумской «коллеги» о девяти солнцах (речь о нем пойдет ниже), утверждая, что оно свидетельствует только о девяти поколениях человечества, соотносимых с девятью металлами земли (золото, серебро, медь, олово, железо и т. д.), которым предстоит сменить друг друга на земле.
С Кумами связана жизнь еще одной, самой знаменитой сивиллы. Кумекая провидица (согласно преданию ее звали Амальфея) являлась дочерью жрицы Аполлона. Пещеру, в которой ясновидящая произносила свои оракулы, открыла… коза. Кстати, то же вездесущее беспокойное животное некогда отыскало и трещину в земле в Дельфах (там, где позднее начал действовать знаменитый оракул). Пещера Амальфеи была по-своему уникальной. Да, на ее дне, как и в других подобных местах, находился глубокий почвенный разлом, из которого постоянно поднимались испарения. Но кроме этого в пещере было 100 дверей! Куда они вели? Про то знала только сама сивилла. Однако в момент пророческого экстаза ясновидящей из этих дверей доносились сотни странных голосов. Они-то и давали Амальфее ответы на заданный вопрос.
Предсказания сивиллы Кумской особенно интересны, поскольку они в большинстве своем носили глобальный характер. Она поведала о смене веков и «великом годе»; последний, как выяснилось, равен 440 годам. Именно за такой срок все планеты возвращаются к своему первоначальному положению. Кумекая сивилла дала «консультацию» Энею Троянскому, рассказав воину о его будущем. По преданию, пророчица особо покровительствовала беглецу из разрушенной Трои. Она якобы предупредила Энея о грядущих бедах, подсказала, где стоит основать город, будущее которого станет великим, а также помогла своему «протеже» спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца.
Однажды римлянам было видение девяти солнц, одновременно поднявшихся над землей: первое отличалось особой яркостью и огромными размерами, второе оказалось неярким белым, постоянно изменяющимся, третье было очень большим и кровавым, как «палящий огонь», четвертое – «как Тартар и многокровавое», пятое – самым ярким, блестящим, шестое – мглисто-бледным, седьмое – страшным и темным, восьмое – небольшим, но ярким, а девятое – самым большим и «видом, как Тартар». За толкованием непонятного знамения обратились, естественно, к Кумской сивилле. Та объяснила, что девять солнц – это девять поколений людей и девять веков Вселенной. Первое поколение – так называемый «золотой век» – представляли праведные, кроткие, незлобивые люди. Второе, «серебряное поколение» – это люди свободные, «страннолюбивые». Третий век – век «медных» людей, век воинственный, когда «цари восстанут против царей и народ на народ пойдет войной». Солнце четвертого поколения говорит о рождении «чистой и святой девы», которая родит сына – Спасителя человечества. Сивилла сказала, что цари, стараясь погубить сына Бога еще в младенчестве, наполнят кровью реку Иордан; Спаситель, «исцеляющий любую болезнь», «на голове своей венец понесет терновый» и будет «повешен на дереве», а затем воскреснет. Пятое солнце – солнце века лукавых царей; правда, эти же правители возведут величественные храмы в Гелиополе и в Ливане. Шестой век станет временем быстрой смены двух правителей; затем появится грозный царь и воитель, который отстроит Византий, уничтожит идолов и наречет город своим именем. Звать этого человека будут Константин… И тут сивилла позволила себе мрачноватое отступление от прогноза, воскликнув: «Не хвались, Византий, трех XXX не процарствуешь!» И действительно: XXX – это 1800 лет, а византийский Рим (Царьград) турки прибрали к рукам утром 29 мая 1453 года. Седьмой век, по словам провидицы, родит священников-колдунов и блудников. Мир придет в упадок. Фракию разграбят варвары, Испания, Калабрия и Далмация практически обезлюдеют. Восьмое солнце принесет с собой мор, голод, наводнения, страдания и болезни. Тогда же восстанут персы и займут восточные города, поразив ромеев. Девятое солнце даст миру многочисленные убийства, и «кровь достигнет моря», а «весь Восток будет под игом». Пророчество получилось, мягко говоря, не слишком оптимистичным. Пожалуй, изречь его без риска быть забросанной камнями могла позволить себе только великая сивилла. Если устами ее действительно вещает божество, то поди знай, что она напророчествует в случае нелюбезного с собой обращения! Интересно, что о сивилле, жившей в пещере около Кум, много писал историк первой Готской войны Агафий Миринейский. В своих работах он называл пророчицу Италийской. Почему-то часть оракулов, изреченных этой женщиной, долгое время хранилась в городе Эне, но во времена Юлиана Отступника их «по высочайшему указанию» сожгли.