Шиптон Урсула - знаменитая йоркширская ведьма.
(род. в 1488 г. – ум. в 1561 г.)
Знаменитая йоркширская ведьма, которую чаще именовали матушкой Шиптон. Считалось, что силу предсказания и ясновидения она получила от темных сил. Предсказала вторжение войск Генриха VIII в Нормандию, страшный лондонский пожар 1666 года, гибель Непобедимой армады испанцев и многое другое. При жизни имя ее сделалось в Англии нарицательным.
Большинство предсказаний матушки Шиптон, несмотря на их абстрактность, завуалированность и отсутствие точных дат, как говорится, попадали точно в «яблочко». Так, знаменитый астролог XVII века Вильям Лилли в своем «Сборнике пророчеств» утверждал, что шестнадцать из восемнадцати приписываемых ей предсказаний к моменту написания им книги уже сбылись. Однако ходили упорные слухи, что, скорее всего, такой женщины никогда не существовало, что сведения о ее жизни и пророчествах производят впечатление литературной мистификации. Знаменитая рифмованная версия пророчеств йоркширской ведьмы впервые появилась в книге Чарлза Хайндли, изданной в 1862 году. Через одиннадцать лет автор признался, что стихотворные предсказания, приписываемые так называемой «дочери дьявола», сочинил он. А это значит, что ясновидящим был он сам, так как в этих стихах говорится о вещах и событиях, которых не знал XIX век. Но тогда это противоречит заявлениям Лилли. Так или иначе, но биография полулегендарной средневековой предсказательницы нам известна и очень похожа на подлинную, а по популярности и точности приписываемых ей предсказаний Урсула Шиптон уступает только Нострадамусу.
События происходили в небольшой йоркширской деревушке Кнэйрсборо. Всю осень и зиму сельчане провели, обсуждая поведение одной из местных вдов – Агаты Саутел (Сутхэлл). Лихорадочно передавались слухи, что зачастил к ней какой-то демон – козлоногий, с раздвоенными копытами, козлиной бородою и рогами. Да и что было ожидать от деревенской ведьмы, давно известной своими пророчествами и умением ворожить. Побаивались ее соседи, обходили стороной, чтобы не накликать на себя беды. То ли со зла на Агату, то ли и действительно видели демона, но когда к концу июня 1488 года та родила девочку, сельчане твердо уверовали, что ребенок от козлоногого. Тем более что первый месяц лета выдался на редкость отвратительным: на чистом небе средь бела дня полыхали молнии, чуть ли не каждый день случались сильные грозы, да и воронье настойчиво кружило над деревушкой и зловеще каркало. Тут и образованному по тем временам человеку стало бы страшно, а деревенские жители и вовсе были насмерть перепуганы. Масла в огонь подлили повитухи, принимавшие ребенка вдовы. Одна говорила, что ребенок зловеще оскалился и издевательски захохотал, другая утверждала, что сама Агата издала странный и ужасный звук, а младенец закричал, как и положено. Сходились они только в одном, что сразу после рождения Урсулы мгновенно прекратилась буря, воронье утихло и в природе воцарился покой. Что случилось с бедной вдовой, точно неизвестно. Здесь также существует несколько версий. По одной из них, она сразу после родов скончалась, по другой же – вскоре ушла в монастырь. Так или иначе, но девочку воспитывали чужие люди.
Тут остается только удивляться, как кто-то решился взять в свой дом несчастную сироту. Разве что из жалости. Даже маленькой, когда все младенцы очаровательны, Урсула напоминала чудо-юдо. Уродлива она была необыкновенно: большие выпученные глаза, длинный крючковатый нос, весь в огромных, разноцветных прыщах, к тому же светившихся в темноте. Местный шутник даже заметил как-то, что Урсуле ночью фонарь не нужен – своим носом дорогу себе осветить может. Ребенок был весь какой-то согнутый и скрюченный. В юмористической книге конца XVII века «Удивительная и чудесная история матушки Шиптон» (1686) описывается внешность новорожденной ведьмы: «длинная, очень широкая в кости, с большими вытаращенными глазами, очень колючими и свирепыми. Ее нос, украшенный огромными прыщами, был невероятной длины, со множеством изгибов». Взгляд, правда, у ребенка был пронзительный и необычайно умный, но на это мало кто обращал внимание.
Жалели Урсулу сельчане, но только до поры до времени. Свой характер ребенок начал демонстрировать с пеленок. Наверное, добрая опекунша не раз пожалела, что приютила сироту. Впервые девочка «прославилась» уже в годовалом возрасте. Однажды оставила ее опекунша в люльке одну дома, а сама отправилась на ярмарку. Когда же вернулась домой с друзьями, началось что-то несусветное. Мужчины по очереди «прилипали» к летающей кочерге и зависали в полуметре от пола, женщины вдруг пустились в пляс по кругу… Только через час обессиленные гости и хозяйка пришли в себя. И тут они обнаружили, что младенец исчез. Поиски дали неожиданный результат: люльку с мирно спящей девочкой обнаружили в дымоходе на высоте четырех метров над полом… И чем старше становилась девочка, тем более невероятные чудеса происходили в доме опекунши. Двигалась и летала мебель, скрипели лестницы, иногда прямо на глазах перепуганных гостей с тарелок исчезала еда. Никто не понимал, в чем дело, пока тихая и молчаливая девочка, которой к тому времени исполнилось уже восемь лет, не призналась, что делает это она. Урсула даже продемонстрировала свои возможности, окончательно перепугав всех своими «фокусами».
Именно с того дня жалость к несчастной уродливой сиротке у односельчан мгновенно улетучилась и сменилась чувством страха. Теперь уже никто не сомневался, что Урсула унаследовала от матери, а может, и от козлоногого отца, колдовские способности. Девочка и до этого жила сама по себе, а теперь превратилась в изгоя. Отношения со сверстниками у нее не сложились, чему немало способствовал и характер самой Урсулы. Училась она в школе прекрасно, но никогда никому не помогала. С годами ее потребность демонстрировать свои «дьявольские» способности стала просто неуемной. Бедные дети буквально плакали от нее. Стоило им хоть немного подшутить над Урсулой, как неведомая сила начинала их щипать, пинать и валить наземь. Неудивительно, что никто девочку не любил. И к двадцати годам высокая, со скрюченным и угловатым телом и уродливым лицом Урсула получила стойкое прозвище Йоркширская ведьма.
Тем не менее двадцатичетырехлетняя Урсула «подцепила» самого выгодного местного жениха – красивого и состоятельного плотника Тобиаса Шиптона. Конечно, вся округа только и шептала о привороте, к тому времени за девушкой закрепилась слава не только колдуньи, но ясновидящей и пророчицы. Урсула хорошо жила с мужем, рожала ему детей и пророчествовала… Кстати, ни муж, ни дети в многочисленных летописях о йоркширской ведьме практически не упоминаются. Только вот после замужества ее стали величать матушкой Шиптон и еще больше бояться. Когда Урсуле порядком надоело, что о ней постоянно злословят в родной деревне и разносят слухи по всей округе, ее терпению пришел конец. Ничего плохого она сельчанам не делала. Разве что сыграла с ними шутку, собрав их на вечеринку. Гости собрались за столом за дармовым угощением, но тут их внезапно охватил приступ хохота. Потом всех подняло над полом и вынесло из дома Урсулы. Причем каждого из гостей преследовал маленький гном! Конечно, можно было перепугаться до смерти, но в общем все было довольно безобидно. Тем не менее люди обратились в магистрат с жалобой на ведьму. А времена были суровые: в начале XVI века ведьм, как известно, сжигали на кострах. Так что перспектива у матушки Шиптон была хуже некуда, когда она предстала перед судом.
Однако Урсула не боялась наказания. Она подробно рассказала судьям о грозящих им бедах и несчастьях, если ее не оставят в покое. И представьте себе, судьи отступили. В одной из английских хроник того времени описывается, как после своего заявления матушка Шиптон выкрикнула колдовские слова: «Упдракси, вызываю Стигнициан Хэлуэй!», и прямо в зале суда появилось нечто в виде крылатого дракона и унесло Урсулу в родную деревню. Стоит ли сомневаться, что правосудие оставило ее в покое. Никем больше не потревоженная, матушка Шиптон продолжала пророчествовать. Ее даже стали называть королевской предсказательницей, поскольку пророчества Урсулы часто касались судеб королей и придворных.
Большая часть ее предсказаний, судя по всему, приходится как раз на период семейной жизни матушки Шиптон. Однако считается, что отличающаяся крайним аскетизмом пророчица некоторое время жила в пещере и тогда предсказания сыпались из нее, как из рога изобилия. Чаще всего они касались плохих событий: войн и бедствий, вспышек голода и неприятностей местного значения, которыми так изобиловал период Контрреформации. Например, в 1513 году матушка Шиптон предсказала, что войска Генриха VIII вторгнутся в Нормандию. Примерно в то же время она напророчествовала страшный лондонский пожар, который произошел в 1666 году, и гибель Непобедимой армады испанцев («Деревянных коней, что с Запада придут, силы Дрейка в щепки разнесут»). Интересовали ее и более «прозаические» вещи: например, она предсказала открытие табака и картофеля в Новом Свете, женское освободительное движение в начале XX века и многое другое. Следует сказать, что сама она умерла задолго до всех этих событий: в 1561 году она мирно почила в своей постели в семидесятитрехлетнем возрасте.
Свои пророчества матушка Шиптон писала белым стихом, порой весьма запутанно и туманно. Так что ее будущим «биографам» пришлось немало потрудиться, прежде чем проникнуть в их смысл. Кроме того, ни одно пророчество не содержало точной даты. Поэтому люди часто вспоминали о нем, когда событие уже происходило. Так, принц Руперт, когда случился пожар в Лондоне, воскликнул: «Сбылось пророчество Шиптон!».
«Пророчества матушки Шиптон» были опубликованы уже после ее смерти, в 1641 году, а в конце XIX века они были вполне профессионально изложены в стихотворной форме английским писателем Чарлзом Хиндли. Даже если представить, что он знал об уже произошедших событиях, то откуда ему было известно, например, о Второй мировой войне? Ведь сам он пророком не был, или его современники ошибались? Тем не менее, опираясь на один из белых стихов матушки Шиптон, Хиндли написал, что ближе к середине XX века «…начнут замышляться крупные войны». И именно в это время Гитлер и его сателлиты действительно начали подготовку к войне. А вот пример еще одного пророчества: «колесницы поедут без лошадей, и несчастные случаи наполнят мир скорбью. Мысли будут перелетать по миру в мгновение ока… Люди будут гулять под водой, и ездить, и спать, и болтать. Люди по воздуху будут летать…Железо не будет тонуть в воде, подобно деревянной лодке. И в Англии поднимется Стеклянный дворец…»
В изложении Хиндли это выглядит вот так:
Промчится голос над Землей стократ
Быстрее, чем стрела и даже взгляд…
И поплывет в морских глубинах челн,
Как шхуна в дерево, в железо облачен.
И золото добудут из ручья
В стране, которая пока ничья…
Когда картины оживут и прямо на людей пойдут,
Когда челны, как рыбы, поплывут,
Когда, как птицы, люди в небо полетят,
Тогда потоки крови полмира поглотят…
И кто станет отрицать, что оно исполнилось на все сто процентов, ведь матушка Шиптон ясно описала знакомые нам телефон, автомобиль, телеграф, телевизор, подводные лодки, самолеты. А уж о потоках крови и говорить нечего… В одних стихах достаточно компетентно описываются многие технические изобретения, предугаданные пророчицей, в других – войны и иные исторические события середины XIX века. Например, ее предсказание «…когда будет построен дом из хрусталя… развяжется война между турками и язычниками…» явно относится к русско-турецкой войне, случившейся как раз после того, как в Лондоне в 1851 году для Всемирной выставки был построен павильон из стали и стекла, названный Хрустальным дворцом.
Однако самые странные и страшные пророчества йоркширской ведьмы адресованы не только к ушедшему XX веку. Согласно некоторым ее рукописям, самые трудные испытания должны выпасть на долю человечества в далеком будущем. Далеком для нее, но так ли оно далеко от нас? Впрочем, ведьма не поленилась старательно описать все зловещие симптомы надвигающихся бед:
Шторм взбороздит ревущий океан, во мгле
Восстанет Гавриил на небе и земле.
Смерть мира старого он протрубит в свой рог,
И миру новому придет рождаться срок.
И пламенный Дракон небесный свод пересечет
Шесть раз, доколе старый мир умрет.
Я слышу, как дрожащая земля вскричала,
От этих шестерых предвестников финала…
Горящий хвост Дракона – знак таков:
Паденье духа, всех людских грехов.
Пред тем, как все пророчество свершится,
Мой склеп сгорит, и дух освободится.
В другом ее пророчестве относительно Третьей мировой войны сказано, что причиной ее станет ситуация на Ближнем Востоке, где уже вовсю идет работа по созданию «мирного атома». Она рисует апокалиптическую схватку над Соединенными Штатами (страной, которая «пока ничья…»). Но пока нас радует, что и дом, и склеп матушки Шиптон стоят до сих пор. Обе эти достопримечательности – одна из самых значительных статей дохода городка Кнэйрсборо, в который стекаются толпы туристов, дабы посмотреть на место упокоения знаменитой ведьмы. Особым вниманием туристов, и в первую очередь городских властей, пользуется, естественно, склеп, поскольку, как видно из пророчества, его разрушение является прямым указанием на последующие страшные события. Но пока могила цела и тщательно охраняется, нам, похоже, бояться нечего. Тем более что конец света, согласно пророчеству йоркширской ведьмы, должен был произойти в 1881 году. Правда, так сказали ее биографы, расшифровывавшие предсказания. Но, может быть, на Землю обрушится страшная беда, которую предсказывают многие пророки:
И вновь Дракон свой пламень принесет
И на куски хвостом всю Землю разобьет.
Все океаны в глубь Земли уйдут
И царь, и раб – от жажды все умрут.
Вернутся воды, свет развеет мрак,
И новая Земля, что встанет из морей,
Той, прежней, будет мягче, суше и чистей,
Свободной от людских пороков и страстей.
Она взлелеет новый род людей.
Бояться будет этот новый Свет
Хвоста Дракона пламя много лет.
Но время вытрет память, вытрет страх.
Вы мне не верите? Но будет так!
Пока род этот не дождется лучших дней,
С небес прибудет серебристый Змей.
Он изрыгнет невиданных людей,
Что принесут в мир часть своих кровей.
Земли пороков чуждый тот народ
Даст разум в новый человечий род.
И с ним смешается, чтоб показать,
Как нужно жить, любить и помогать.
Их дети будут ясно видеть суть вещей.
Тот чудный дар изменит жизнь людей.
С их разумом, красой и добротой
Придет на нашу Землю Век златой.
Горящий Хвост Дракона – Знак таков
Паденья духа, всех людских грехов…
…Иссякнет все терпение у гор —
И пепел вырвется наружу, как укор.
Земля поглотит города в стране,
Которой нет еще, известно мне…
…И вот затем, как этот знак явится,
Мое пророчество тогда свершится.
Автор: Скляренко Валентина Марковна.
(род. в 1488 г. – ум. в 1561 г.)
Знаменитая йоркширская ведьма, которую чаще именовали матушкой Шиптон. Считалось, что силу предсказания и ясновидения она получила от темных сил. Предсказала вторжение войск Генриха VIII в Нормандию, страшный лондонский пожар 1666 года, гибель Непобедимой армады испанцев и многое другое. При жизни имя ее сделалось в Англии нарицательным.
Большинство предсказаний матушки Шиптон, несмотря на их абстрактность, завуалированность и отсутствие точных дат, как говорится, попадали точно в «яблочко». Так, знаменитый астролог XVII века Вильям Лилли в своем «Сборнике пророчеств» утверждал, что шестнадцать из восемнадцати приписываемых ей предсказаний к моменту написания им книги уже сбылись. Однако ходили упорные слухи, что, скорее всего, такой женщины никогда не существовало, что сведения о ее жизни и пророчествах производят впечатление литературной мистификации. Знаменитая рифмованная версия пророчеств йоркширской ведьмы впервые появилась в книге Чарлза Хайндли, изданной в 1862 году. Через одиннадцать лет автор признался, что стихотворные предсказания, приписываемые так называемой «дочери дьявола», сочинил он. А это значит, что ясновидящим был он сам, так как в этих стихах говорится о вещах и событиях, которых не знал XIX век. Но тогда это противоречит заявлениям Лилли. Так или иначе, но биография полулегендарной средневековой предсказательницы нам известна и очень похожа на подлинную, а по популярности и точности приписываемых ей предсказаний Урсула Шиптон уступает только Нострадамусу.
События происходили в небольшой йоркширской деревушке Кнэйрсборо. Всю осень и зиму сельчане провели, обсуждая поведение одной из местных вдов – Агаты Саутел (Сутхэлл). Лихорадочно передавались слухи, что зачастил к ней какой-то демон – козлоногий, с раздвоенными копытами, козлиной бородою и рогами. Да и что было ожидать от деревенской ведьмы, давно известной своими пророчествами и умением ворожить. Побаивались ее соседи, обходили стороной, чтобы не накликать на себя беды. То ли со зла на Агату, то ли и действительно видели демона, но когда к концу июня 1488 года та родила девочку, сельчане твердо уверовали, что ребенок от козлоногого. Тем более что первый месяц лета выдался на редкость отвратительным: на чистом небе средь бела дня полыхали молнии, чуть ли не каждый день случались сильные грозы, да и воронье настойчиво кружило над деревушкой и зловеще каркало. Тут и образованному по тем временам человеку стало бы страшно, а деревенские жители и вовсе были насмерть перепуганы. Масла в огонь подлили повитухи, принимавшие ребенка вдовы. Одна говорила, что ребенок зловеще оскалился и издевательски захохотал, другая утверждала, что сама Агата издала странный и ужасный звук, а младенец закричал, как и положено. Сходились они только в одном, что сразу после рождения Урсулы мгновенно прекратилась буря, воронье утихло и в природе воцарился покой. Что случилось с бедной вдовой, точно неизвестно. Здесь также существует несколько версий. По одной из них, она сразу после родов скончалась, по другой же – вскоре ушла в монастырь. Так или иначе, но девочку воспитывали чужие люди.
Тут остается только удивляться, как кто-то решился взять в свой дом несчастную сироту. Разве что из жалости. Даже маленькой, когда все младенцы очаровательны, Урсула напоминала чудо-юдо. Уродлива она была необыкновенно: большие выпученные глаза, длинный крючковатый нос, весь в огромных, разноцветных прыщах, к тому же светившихся в темноте. Местный шутник даже заметил как-то, что Урсуле ночью фонарь не нужен – своим носом дорогу себе осветить может. Ребенок был весь какой-то согнутый и скрюченный. В юмористической книге конца XVII века «Удивительная и чудесная история матушки Шиптон» (1686) описывается внешность новорожденной ведьмы: «длинная, очень широкая в кости, с большими вытаращенными глазами, очень колючими и свирепыми. Ее нос, украшенный огромными прыщами, был невероятной длины, со множеством изгибов». Взгляд, правда, у ребенка был пронзительный и необычайно умный, но на это мало кто обращал внимание.
Жалели Урсулу сельчане, но только до поры до времени. Свой характер ребенок начал демонстрировать с пеленок. Наверное, добрая опекунша не раз пожалела, что приютила сироту. Впервые девочка «прославилась» уже в годовалом возрасте. Однажды оставила ее опекунша в люльке одну дома, а сама отправилась на ярмарку. Когда же вернулась домой с друзьями, началось что-то несусветное. Мужчины по очереди «прилипали» к летающей кочерге и зависали в полуметре от пола, женщины вдруг пустились в пляс по кругу… Только через час обессиленные гости и хозяйка пришли в себя. И тут они обнаружили, что младенец исчез. Поиски дали неожиданный результат: люльку с мирно спящей девочкой обнаружили в дымоходе на высоте четырех метров над полом… И чем старше становилась девочка, тем более невероятные чудеса происходили в доме опекунши. Двигалась и летала мебель, скрипели лестницы, иногда прямо на глазах перепуганных гостей с тарелок исчезала еда. Никто не понимал, в чем дело, пока тихая и молчаливая девочка, которой к тому времени исполнилось уже восемь лет, не призналась, что делает это она. Урсула даже продемонстрировала свои возможности, окончательно перепугав всех своими «фокусами».
Именно с того дня жалость к несчастной уродливой сиротке у односельчан мгновенно улетучилась и сменилась чувством страха. Теперь уже никто не сомневался, что Урсула унаследовала от матери, а может, и от козлоногого отца, колдовские способности. Девочка и до этого жила сама по себе, а теперь превратилась в изгоя. Отношения со сверстниками у нее не сложились, чему немало способствовал и характер самой Урсулы. Училась она в школе прекрасно, но никогда никому не помогала. С годами ее потребность демонстрировать свои «дьявольские» способности стала просто неуемной. Бедные дети буквально плакали от нее. Стоило им хоть немного подшутить над Урсулой, как неведомая сила начинала их щипать, пинать и валить наземь. Неудивительно, что никто девочку не любил. И к двадцати годам высокая, со скрюченным и угловатым телом и уродливым лицом Урсула получила стойкое прозвище Йоркширская ведьма.
Тем не менее двадцатичетырехлетняя Урсула «подцепила» самого выгодного местного жениха – красивого и состоятельного плотника Тобиаса Шиптона. Конечно, вся округа только и шептала о привороте, к тому времени за девушкой закрепилась слава не только колдуньи, но ясновидящей и пророчицы. Урсула хорошо жила с мужем, рожала ему детей и пророчествовала… Кстати, ни муж, ни дети в многочисленных летописях о йоркширской ведьме практически не упоминаются. Только вот после замужества ее стали величать матушкой Шиптон и еще больше бояться. Когда Урсуле порядком надоело, что о ней постоянно злословят в родной деревне и разносят слухи по всей округе, ее терпению пришел конец. Ничего плохого она сельчанам не делала. Разве что сыграла с ними шутку, собрав их на вечеринку. Гости собрались за столом за дармовым угощением, но тут их внезапно охватил приступ хохота. Потом всех подняло над полом и вынесло из дома Урсулы. Причем каждого из гостей преследовал маленький гном! Конечно, можно было перепугаться до смерти, но в общем все было довольно безобидно. Тем не менее люди обратились в магистрат с жалобой на ведьму. А времена были суровые: в начале XVI века ведьм, как известно, сжигали на кострах. Так что перспектива у матушки Шиптон была хуже некуда, когда она предстала перед судом.
Однако Урсула не боялась наказания. Она подробно рассказала судьям о грозящих им бедах и несчастьях, если ее не оставят в покое. И представьте себе, судьи отступили. В одной из английских хроник того времени описывается, как после своего заявления матушка Шиптон выкрикнула колдовские слова: «Упдракси, вызываю Стигнициан Хэлуэй!», и прямо в зале суда появилось нечто в виде крылатого дракона и унесло Урсулу в родную деревню. Стоит ли сомневаться, что правосудие оставило ее в покое. Никем больше не потревоженная, матушка Шиптон продолжала пророчествовать. Ее даже стали называть королевской предсказательницей, поскольку пророчества Урсулы часто касались судеб королей и придворных.
Большая часть ее предсказаний, судя по всему, приходится как раз на период семейной жизни матушки Шиптон. Однако считается, что отличающаяся крайним аскетизмом пророчица некоторое время жила в пещере и тогда предсказания сыпались из нее, как из рога изобилия. Чаще всего они касались плохих событий: войн и бедствий, вспышек голода и неприятностей местного значения, которыми так изобиловал период Контрреформации. Например, в 1513 году матушка Шиптон предсказала, что войска Генриха VIII вторгнутся в Нормандию. Примерно в то же время она напророчествовала страшный лондонский пожар, который произошел в 1666 году, и гибель Непобедимой армады испанцев («Деревянных коней, что с Запада придут, силы Дрейка в щепки разнесут»). Интересовали ее и более «прозаические» вещи: например, она предсказала открытие табака и картофеля в Новом Свете, женское освободительное движение в начале XX века и многое другое. Следует сказать, что сама она умерла задолго до всех этих событий: в 1561 году она мирно почила в своей постели в семидесятитрехлетнем возрасте.
Свои пророчества матушка Шиптон писала белым стихом, порой весьма запутанно и туманно. Так что ее будущим «биографам» пришлось немало потрудиться, прежде чем проникнуть в их смысл. Кроме того, ни одно пророчество не содержало точной даты. Поэтому люди часто вспоминали о нем, когда событие уже происходило. Так, принц Руперт, когда случился пожар в Лондоне, воскликнул: «Сбылось пророчество Шиптон!».
«Пророчества матушки Шиптон» были опубликованы уже после ее смерти, в 1641 году, а в конце XIX века они были вполне профессионально изложены в стихотворной форме английским писателем Чарлзом Хиндли. Даже если представить, что он знал об уже произошедших событиях, то откуда ему было известно, например, о Второй мировой войне? Ведь сам он пророком не был, или его современники ошибались? Тем не менее, опираясь на один из белых стихов матушки Шиптон, Хиндли написал, что ближе к середине XX века «…начнут замышляться крупные войны». И именно в это время Гитлер и его сателлиты действительно начали подготовку к войне. А вот пример еще одного пророчества: «колесницы поедут без лошадей, и несчастные случаи наполнят мир скорбью. Мысли будут перелетать по миру в мгновение ока… Люди будут гулять под водой, и ездить, и спать, и болтать. Люди по воздуху будут летать…Железо не будет тонуть в воде, подобно деревянной лодке. И в Англии поднимется Стеклянный дворец…»
В изложении Хиндли это выглядит вот так:
Промчится голос над Землей стократ
Быстрее, чем стрела и даже взгляд…
И поплывет в морских глубинах челн,
Как шхуна в дерево, в железо облачен.
И золото добудут из ручья
В стране, которая пока ничья…
Когда картины оживут и прямо на людей пойдут,
Когда челны, как рыбы, поплывут,
Когда, как птицы, люди в небо полетят,
Тогда потоки крови полмира поглотят…
И кто станет отрицать, что оно исполнилось на все сто процентов, ведь матушка Шиптон ясно описала знакомые нам телефон, автомобиль, телеграф, телевизор, подводные лодки, самолеты. А уж о потоках крови и говорить нечего… В одних стихах достаточно компетентно описываются многие технические изобретения, предугаданные пророчицей, в других – войны и иные исторические события середины XIX века. Например, ее предсказание «…когда будет построен дом из хрусталя… развяжется война между турками и язычниками…» явно относится к русско-турецкой войне, случившейся как раз после того, как в Лондоне в 1851 году для Всемирной выставки был построен павильон из стали и стекла, названный Хрустальным дворцом.
Однако самые странные и страшные пророчества йоркширской ведьмы адресованы не только к ушедшему XX веку. Согласно некоторым ее рукописям, самые трудные испытания должны выпасть на долю человечества в далеком будущем. Далеком для нее, но так ли оно далеко от нас? Впрочем, ведьма не поленилась старательно описать все зловещие симптомы надвигающихся бед:
Шторм взбороздит ревущий океан, во мгле
Восстанет Гавриил на небе и земле.
Смерть мира старого он протрубит в свой рог,
И миру новому придет рождаться срок.
И пламенный Дракон небесный свод пересечет
Шесть раз, доколе старый мир умрет.
Я слышу, как дрожащая земля вскричала,
От этих шестерых предвестников финала…
Горящий хвост Дракона – знак таков:
Паденье духа, всех людских грехов.
Пред тем, как все пророчество свершится,
Мой склеп сгорит, и дух освободится.
В другом ее пророчестве относительно Третьей мировой войны сказано, что причиной ее станет ситуация на Ближнем Востоке, где уже вовсю идет работа по созданию «мирного атома». Она рисует апокалиптическую схватку над Соединенными Штатами (страной, которая «пока ничья…»). Но пока нас радует, что и дом, и склеп матушки Шиптон стоят до сих пор. Обе эти достопримечательности – одна из самых значительных статей дохода городка Кнэйрсборо, в который стекаются толпы туристов, дабы посмотреть на место упокоения знаменитой ведьмы. Особым вниманием туристов, и в первую очередь городских властей, пользуется, естественно, склеп, поскольку, как видно из пророчества, его разрушение является прямым указанием на последующие страшные события. Но пока могила цела и тщательно охраняется, нам, похоже, бояться нечего. Тем более что конец света, согласно пророчеству йоркширской ведьмы, должен был произойти в 1881 году. Правда, так сказали ее биографы, расшифровывавшие предсказания. Но, может быть, на Землю обрушится страшная беда, которую предсказывают многие пророки:
И вновь Дракон свой пламень принесет
И на куски хвостом всю Землю разобьет.
Все океаны в глубь Земли уйдут
И царь, и раб – от жажды все умрут.
Вернутся воды, свет развеет мрак,
И новая Земля, что встанет из морей,
Той, прежней, будет мягче, суше и чистей,
Свободной от людских пороков и страстей.
Она взлелеет новый род людей.
Бояться будет этот новый Свет
Хвоста Дракона пламя много лет.
Но время вытрет память, вытрет страх.
Вы мне не верите? Но будет так!
Пока род этот не дождется лучших дней,
С небес прибудет серебристый Змей.
Он изрыгнет невиданных людей,
Что принесут в мир часть своих кровей.
Земли пороков чуждый тот народ
Даст разум в новый человечий род.
И с ним смешается, чтоб показать,
Как нужно жить, любить и помогать.
Их дети будут ясно видеть суть вещей.
Тот чудный дар изменит жизнь людей.
С их разумом, красой и добротой
Придет на нашу Землю Век златой.
Горящий Хвост Дракона – Знак таков
Паденья духа, всех людских грехов…
…Иссякнет все терпение у гор —
И пепел вырвется наружу, как укор.
Земля поглотит города в стране,
Которой нет еще, известно мне…
…И вот затем, как этот знак явится,
Мое пророчество тогда свершится.
Автор: Скляренко Валентина Марковна.