Книга Мёртвых.
Чтобы получить общее представление о древнеегипетских верованиях и культуре, которые являются предметом нашего исследования, необходимо изучить фундаментальные концепции, изложенные в их самой священной книге, которая, как считается, была создана задолго до архаического периода. «Книгу Мёртвых» (Эр ну перэт эм херу) воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги, безусловно, затерялся в глубине времени). Это становится вполне понятным, если учесть, что Египет времён XVIII династии отличался от государства эпохи первой и второй династий так же, как средневековая Европа - от современного общества (а может, даже сильнее). Общепринятое название «Книги мёртвых» является ошибочным. Заглавие оригинального произведения буквально переводится как «Изречения выхода в день». Этот древний текст посвящён жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Лишь отдельные фрагменты этого произведения в его нынешней форме посвящены магическим ритуалам или метафизике как таковой.Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни. Несмотря на все унаследованные знания и жреческую мудрость, древние египтяне были явно практическими людьми. Им нравилось упорядоченное существование, поэтому они трактовали свои религиозные верования как существенную часть жизненного опыта. Нередко современный читатель придаёт чрезмерное магическое или мистическое значение внешне загадочным изображениям иероглифов, которые при переводе оказываются всего-навсего простыми расписками в получение кувшинов масла, пшеницы, рыбы или мяса. Разве что иногда попадаются «красные извещения», указывающие, что, если счёт не будет оплачен до наступления «собачьих дней», то виновника ждёт судебное разбирательство! И всё же: действительно ли известная «Книга мёртвых» способна сообщить нам какую-то информацию? Ответить можно двояко и да, и нет.
- Да - потому что она позволяет нам составить определённое мнение о том, как мыслили египтяне в те далёкие времена.
- Нет - поскольку неподготовленный или просто любопытный человек, воспринимающий эту книгу буквально, не найдёт а ней ровным счётом ничего (или почти ничего) интересного.
Зато с точки зрения магии или метафизике «Книга мёртвых» действительно может дать ключи к пониманию того, каким образом египтяне получили своё первоначальное значение (хотя пытливый человек столкнётся с различными наслоениями в оригинальном тексте, затуманивающими его первоначальный смысл). Согласно Уоллис-Баджу, книга, безусловно, не египетского происхождения, ибо, не смотря на то, что коренное население этого региона имело довольно определённое представление о потусторонней жизни, египтян нельзя рассматривать в качестве авторов даже наиболее ранних вариантов «Книги мёртвых». И причина в том, что книга предполагает наличие у автора идей, которыми аборигены не владели. Далее: в книге упоминается довольно сложная процедура погребения, которую в тот момент местные жители явно не использовали. Существует три основные редакции «Книги мёртвых», известные под названием «Исправленные редакции».
Гелиопольский вариант: а) Использовался во время правления V и VI династий; был обнаружен в виде иероглифических надписей на стенах и внутри камер пирамиды в Саккаре; б) Был написан курсивными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.
Фиванский вариант: а) был нанесён на саркофагах XVIII и XXII династий, а также написан кусках папируса; б) был написан иератическим письмом на папирусах эпохи правления XXI и XXII династий.
Сайтский вариант: был написан на папирусе и саркофагах иероглифами, иератическим и демотическим письмом (XXVI династия и последующие). Именно этот вариант широко применялся во времена правления Птолемеев и его можно считать окончательной формой «Книги мёртвых». Судя по имеющимся описаниям, начало создания книги относится к периоду, когда берега Нила буквально кишели опасными для человека животными. Там же сказано, что в те времена местный климат значительно отличался от соответствующих описаний в египетских исторических хрониках, а также в анналах соседних стран. Теперь уже получены геологические подтверждения данных факторов. Наиболее древняя из написанных на папирусе копия «Книги мёртвых» была создана для Ну, сына «хозяина дома, хранителя печати Амен-Хутепа и госпожи дома Сенсенеб». Этот имеющий большую ценность документ датируется началом правления XVIII династии. В нём приводятся два варианта 64-й главы, один из которых значительно длиннее другого. Каждый вариант снабжён примечанием, в котором указана дата создания основного текста. Главным каменщиком в основании храма Хенну во время правления Его Величества, царя юга и севера, Семти (или Хесепри), а более полный вариант был обнаружен в городе Хеменну (Гермополь, город Тота) под блоком из «железа юга», который находился под ступнями статуи бога (Тота) и был выложен буквами из ляпис-лазури во время правления Его Величества Мен-кау-ра (Мекерина). В первом из этих утверждений находка относится ко времени правления I династии, во втором - к IV династии. В одном из наиболее богато иллюстрированных существующих папирусов – «папирусе Ани» - пропущен достаточно большой фрагмент текста. Возможно, что эту совершил писец, хотя она не повлекла за собой изменения доктрины и не вызвала вмешательство жрецов. Именно благодаря этим формам искусства мы во многом обязаны имеющейся информации относительно сцен суда и египетских представлений о карме. Во времена XXI и XXII династий наступает постепенный упадок искусства художников. Как форма, так и содержание «Книги мёртвых» демонстрируют явные изменения к худшему. В частности в текстах встречается множество неточностей. Действительно, период XXII-XXVI династий принёс крайне мало полезного в религию и магию Египта, а причиной этому были смуты и восстания, охватившие в то время египетское государство. Многие считают «Книгу мёртвых» вдохновённым трудом Тота, писца богов, который, согласно египетским представлениям произнёс слова сотворения, воплощенные затем в действительность Птахом (замедление времени является основным фактором, определяющим образование сингулярности, которая, в конце концов, и стала нашей Вселенной!). Если исходить из того, что данное утверждение, верно, то в таком случае «Книга мёртвых» должна содержат в себе некоторые элементы сириусианской мудрости, но жрецы древности старались тщательно скрывать свои наиболее священные тайны от непосвященных. Поэтому нужно с особой осторожностью выискивать на страницах древних документов крупицы реального знания, которым удалось дойти до нас, несмотря на неуловимое время и невежество людей. Однако существуют также особые иероглифы, относящиеся, в частности, к духовным материалам; они крайне важны для понимания египетской религии. Для древних египтян сущность человека состояла из нескольких элементов, или т.н. «средств передвижения», считавшихся необходимыми для общения с тонкими планами.
Ю. Иванников " Древний Египет. Культура и мифология".