И-цзин («Книга перемен»).
И-цзин, Ицзин («Книга перемен») – древнекитайское произведение, не только являющееся символом изменений, но и истолковывающее практическое применение идеи полярности «мужского» и «женского» начал, которое было распространено в то время в Китае, в целях предсказаний и пророчеств.
Эта практика началась, вероятно в период правления династии Чжоу (ок. 1000 до н.э.) и, согласно традиции, осуществлялась сначала с помощью стеблей тысячелистника (по другим источникам, с помощью «полынных палочек»). Затем это стали делать проще, переведя на графический язык непрерывных и прерывающихся линий. Цельные линии представляют мужское начало прерывистые – женское. Набор из трех таких линий, расположенных одна над другой, образует риграмму, где комбинация из цельных и прерывистых линий считается указанием на преобладающее или угнетаемое положение одного из двух начал. Восемь возможных триграмм означают небо, землю, воду, огонь, сырость, ветер, гром и гору. Совместив две триграммы в одну, можно составить одну из 64 возможных гексаграммных комбинаций, которые в совокупности образуют как бы мировую формулу. На ней основывается знаменитая книга предсказаний И-цзин. Шесть цельных линий могут означать, к примеру, «небо, императора, отца, подателя», шесть прерывных – «землю, мать, народ, получателя».
Комментарии к книге, составленные, правда, с различной степенью подробности к разным случаям, тем не менее дают возможность получить ответ людям, ищущим совета. Проявляющееся при этом стремление к гармонизации полярных элементов (см. Инь/ян) стало особенно распространенным среди представителей школы учителя Кун-цзы (Конфуция, 551-479 до н.э.), конфуцианцев, привлекала внимание И-цзин и даосистов.
Восходящая к спекулятивно измышленной дуалистической системе символика И-цзин в современных эзотерических (тайноведческих обществах также играет большую роль при рассмотрении вопросов о личных достоинствах и недостатках, преимуществах и слабостях, потенциальных возможностях и источниках опасности.
Бидерманн Г. Энциклопедия символов.
И-цзин, Ицзин («Книга перемен») – древнекитайское произведение, не только являющееся символом изменений, но и истолковывающее практическое применение идеи полярности «мужского» и «женского» начал, которое было распространено в то время в Китае, в целях предсказаний и пророчеств.
Эта практика началась, вероятно в период правления династии Чжоу (ок. 1000 до н.э.) и, согласно традиции, осуществлялась сначала с помощью стеблей тысячелистника (по другим источникам, с помощью «полынных палочек»). Затем это стали делать проще, переведя на графический язык непрерывных и прерывающихся линий. Цельные линии представляют мужское начало прерывистые – женское. Набор из трех таких линий, расположенных одна над другой, образует риграмму, где комбинация из цельных и прерывистых линий считается указанием на преобладающее или угнетаемое положение одного из двух начал. Восемь возможных триграмм означают небо, землю, воду, огонь, сырость, ветер, гром и гору. Совместив две триграммы в одну, можно составить одну из 64 возможных гексаграммных комбинаций, которые в совокупности образуют как бы мировую формулу. На ней основывается знаменитая книга предсказаний И-цзин. Шесть цельных линий могут означать, к примеру, «небо, императора, отца, подателя», шесть прерывных – «землю, мать, народ, получателя».
Комментарии к книге, составленные, правда, с различной степенью подробности к разным случаям, тем не менее дают возможность получить ответ людям, ищущим совета. Проявляющееся при этом стремление к гармонизации полярных элементов (см. Инь/ян) стало особенно распространенным среди представителей школы учителя Кун-цзы (Конфуция, 551-479 до н.э.), конфуцианцев, привлекала внимание И-цзин и даосистов.
Восходящая к спекулятивно измышленной дуалистической системе символика И-цзин в современных эзотерических (тайноведческих обществах также играет большую роль при рассмотрении вопросов о личных достоинствах и недостатках, преимуществах и слабостях, потенциальных возможностях и источниках опасности.
Бидерманн Г. Энциклопедия символов.