Физиогномика.
Читая художественную литературу, мы привыкли к тому, что представление каждого нового персонажа автор чаще всего начинает с его внешности. Под внешностью в данном случае надо понимать все проявления индивидуальности: пол, рост, одежду, особенности поведения, речь, жесты, манеру держать себя, привычки и т. п. Причем обязательно подчеркивается связь между отмеченными внешними особенностями и внутренними сторонами личности. Эта связь отнюдь не случайна и уж тем более не является выдумкой писателей. Связь внешнего облика и внутреннего содержания человека органична. Например, трудно представить себе Чичикова грузным, малоподвижным человеком, а Собакевича – худеньким, слабеньким. Провернуть хитроумную и опасную комбинацию с обманом большого количества людей мог только человек чрезвычайно энергичный, ловкий, умеющий подстраиваться под любого помещика и чиновника, быстрый обходительный, способный вызвать симпатию, разгадать собеседника и пр. Именно эти качества и должны были так или иначе проявляться во внешности Чичикова. Понятно, что при описании внешности Чичикова Гоголь не ограничился этим требованием, а присовокупил и свое отношение к этой особе. Однако это уже тема совсем другого разговора.
Очень часто, высказывая суждения о характере человека, мы прибегаем к тем приметам, которые проявляются на его лице. Есть даже специальная пословица: «Лицо – зеркало души». Так говорят во всех случаях: о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, которые находят выражение в чертах лица. Когда говорят о человеке, имея в виду внешний облик, что этот человек «красив, но несимпатичен», это означает, что в красивых чертах его лица просматриваются отрицательные качества. Например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
Проявления характера на лице человека специалисты делят на статические и динамические, при этом к статическим показателям относят особенности строения головы, очертания глаз, губ, лба, носа и т. п. Другими словами: физическая форма лица определяет в их понимании духовный облик. К динамическим показателям относится мимика, т. е. характеристические движения лица и все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека.
В свое время физиономическим показателям характера придавалось очень большое значение, на этой почве возникла даже особая наука – физиогномика. Развитие физиогномики связано с именем швейцарского реформистского священника Гаспара Лафатера (1741–1801). Ему принадлежит десятитомное сочинение «Искусство познавать людей по физиономиям». Лафатер, очевидно, наблюдая прихожан, пришел к выводу, что умственная жизнь человека отражается в строении и очертаниях черепа и лба; а моральная и эмоциональная жизнь – в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; чувственные, животные качества – в складке рта и линии подбородка.
Нельзя обойти вниманием другую личность, владевшую умами современников. В начале XIX в. в Вене появилось объявление о френологических лекциях Франца Йозефа Галля. Что же это были за лекции? На сцене – человек в зеленом камзоле, перед ним на небольшом столике с изогнутыми ножками – белые черепа людей, животных. «По выпуклости головы, – говорит Галль, – и выступающим ее частям можно делать выводы о характере данного лица… И не случайно, если у одного человека сильнее выражена височная область, у другого – лобный или затылочный бугор. И скаредность, и одаренность, и талант – все поддается определению при помощи моего метода. Я так формулировал основные четыре принципа своей системы: 1) нравственные качества и умственные способности – врожденные; 2) их проявление и их упражнение зависят от структуры мозга; 3) мозг – орган всех наклонностей, всех чувств, всех способностей; 4) мозг состоит из стольких частных органов, сколько есть наклонностей, чувств и способностей, различающихся между собой. Преимущественное развитие какого-либо умственного или душевного качества отражается в увеличении соответствующего «органа», т. е. участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприкасается с черепом, то форма мозга, а соответственно и его выпуклости отражаются на форме черепа, образуя возвышения на его наружной поверхности. По ним и можно судить о преобладающих чертах характера».
Видимо, читатель улыбался, пробегая глазами слова этого «ученого». Конечно, его: было подвергнуто критике и признано антинаучным и смешным. Анатомы категорически отвергли учение Галля: никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа, при вскрытиях они не обнаружили.
И все-таки Галль сделал доброе дело: одним из первых перекинул мостик между «строением тела» и «характером». К этой связи наука вернулась много лет спустя, хотя проблема не решена по сей день.
В 70-х гг. ХIХ ст. учение Галля неожиданно получило продолжение. Итальянский судебный врач Чезаре Ломбрезо почерпнул из него, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим преступлениям. Итальянец провел наблюдения над 3839 людьми, совершившими разные преступления, исследовал 383 черепа казненных преступников. И в капитальном труде «Человек преступный», опубликованном в 1876–1881 гг., утверждал, что по внешнему виду конституции преступники имели отклонения от нормы, что у них появлялись рудиментарные признаки, свойственные первобытному человеку. Рудементами он назвал скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, способность переносить боль. «Убийцы большей частью брахицефалы, челюсти у них чрезмерно развиты, уши удлиненные, глаза стекловидные; воры – долихоцефалы, для них характерны маленькие глаза. Мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом», – такие выводы сделал Ломбрезо. Поясним, брахицефалами Ломбрезо называл людей, у которых форма головы приближается к круглой, а долихоцефалами – людей с продолговатой формой головы.
Нарушителей закона он разделил на преступников «случайных», преступников «по страсти» и «врожденных». Отстаивая эту классификацию, пренебрегая другими причинами и, прежде всего, социальными корнями преступности. Естественно, Ломбрезо считал целесообразным для врожденных преступников во всех случаях применение смертной казни.
Учение Ломбрезо было отвергнуто всеми, а само имя итальянского судебного врача стало нарицательным. Никаких особенностей в строении лица и головы преступников на самом деле обнаружено не было.
И все же отмахиваться от «открытия» итальянца до конца как будто нельзя. В выражении лиц самых жестоких в истории человечества тиранов и диктаторов можно найти общие черты. В портретах Нерона, Тамерлана, Ивана Грозного, Гитлера, Берии, Гиммлера есть что-то общее.
Несколько позже в Париже вышел трактат Дюшена с красноречивым, хотя и длинноватым названием «Механизм человеческой физиономии, или электрофизиологический анализ выражения страстей». В этом труде излагались опыты искусственного создания психических состояний путем соответствующей мимики. А в конце XIX в. Т. Пидерит внес свою лепту в изучение связи внешнего и внутреннего в человеке. Пидерит выдал труд «Мимика и физиогномика», в котором предпринял попытку доказать устойчивость физиономических показателей характера.
Читая художественную литературу, мы привыкли к тому, что представление каждого нового персонажа автор чаще всего начинает с его внешности. Под внешностью в данном случае надо понимать все проявления индивидуальности: пол, рост, одежду, особенности поведения, речь, жесты, манеру держать себя, привычки и т. п. Причем обязательно подчеркивается связь между отмеченными внешними особенностями и внутренними сторонами личности. Эта связь отнюдь не случайна и уж тем более не является выдумкой писателей. Связь внешнего облика и внутреннего содержания человека органична. Например, трудно представить себе Чичикова грузным, малоподвижным человеком, а Собакевича – худеньким, слабеньким. Провернуть хитроумную и опасную комбинацию с обманом большого количества людей мог только человек чрезвычайно энергичный, ловкий, умеющий подстраиваться под любого помещика и чиновника, быстрый обходительный, способный вызвать симпатию, разгадать собеседника и пр. Именно эти качества и должны были так или иначе проявляться во внешности Чичикова. Понятно, что при описании внешности Чичикова Гоголь не ограничился этим требованием, а присовокупил и свое отношение к этой особе. Однако это уже тема совсем другого разговора.
Очень часто, высказывая суждения о характере человека, мы прибегаем к тем приметам, которые проявляются на его лице. Есть даже специальная пословица: «Лицо – зеркало души». Так говорят во всех случаях: о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, которые находят выражение в чертах лица. Когда говорят о человеке, имея в виду внешний облик, что этот человек «красив, но несимпатичен», это означает, что в красивых чертах его лица просматриваются отрицательные качества. Например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
Проявления характера на лице человека специалисты делят на статические и динамические, при этом к статическим показателям относят особенности строения головы, очертания глаз, губ, лба, носа и т. п. Другими словами: физическая форма лица определяет в их понимании духовный облик. К динамическим показателям относится мимика, т. е. характеристические движения лица и все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека.
В свое время физиономическим показателям характера придавалось очень большое значение, на этой почве возникла даже особая наука – физиогномика. Развитие физиогномики связано с именем швейцарского реформистского священника Гаспара Лафатера (1741–1801). Ему принадлежит десятитомное сочинение «Искусство познавать людей по физиономиям». Лафатер, очевидно, наблюдая прихожан, пришел к выводу, что умственная жизнь человека отражается в строении и очертаниях черепа и лба; а моральная и эмоциональная жизнь – в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; чувственные, животные качества – в складке рта и линии подбородка.
Нельзя обойти вниманием другую личность, владевшую умами современников. В начале XIX в. в Вене появилось объявление о френологических лекциях Франца Йозефа Галля. Что же это были за лекции? На сцене – человек в зеленом камзоле, перед ним на небольшом столике с изогнутыми ножками – белые черепа людей, животных. «По выпуклости головы, – говорит Галль, – и выступающим ее частям можно делать выводы о характере данного лица… И не случайно, если у одного человека сильнее выражена височная область, у другого – лобный или затылочный бугор. И скаредность, и одаренность, и талант – все поддается определению при помощи моего метода. Я так формулировал основные четыре принципа своей системы: 1) нравственные качества и умственные способности – врожденные; 2) их проявление и их упражнение зависят от структуры мозга; 3) мозг – орган всех наклонностей, всех чувств, всех способностей; 4) мозг состоит из стольких частных органов, сколько есть наклонностей, чувств и способностей, различающихся между собой. Преимущественное развитие какого-либо умственного или душевного качества отражается в увеличении соответствующего «органа», т. е. участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприкасается с черепом, то форма мозга, а соответственно и его выпуклости отражаются на форме черепа, образуя возвышения на его наружной поверхности. По ним и можно судить о преобладающих чертах характера».
Видимо, читатель улыбался, пробегая глазами слова этого «ученого». Конечно, его: было подвергнуто критике и признано антинаучным и смешным. Анатомы категорически отвергли учение Галля: никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа, при вскрытиях они не обнаружили.
И все-таки Галль сделал доброе дело: одним из первых перекинул мостик между «строением тела» и «характером». К этой связи наука вернулась много лет спустя, хотя проблема не решена по сей день.
В 70-х гг. ХIХ ст. учение Галля неожиданно получило продолжение. Итальянский судебный врач Чезаре Ломбрезо почерпнул из него, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим преступлениям. Итальянец провел наблюдения над 3839 людьми, совершившими разные преступления, исследовал 383 черепа казненных преступников. И в капитальном труде «Человек преступный», опубликованном в 1876–1881 гг., утверждал, что по внешнему виду конституции преступники имели отклонения от нормы, что у них появлялись рудиментарные признаки, свойственные первобытному человеку. Рудементами он назвал скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, способность переносить боль. «Убийцы большей частью брахицефалы, челюсти у них чрезмерно развиты, уши удлиненные, глаза стекловидные; воры – долихоцефалы, для них характерны маленькие глаза. Мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом», – такие выводы сделал Ломбрезо. Поясним, брахицефалами Ломбрезо называл людей, у которых форма головы приближается к круглой, а долихоцефалами – людей с продолговатой формой головы.
Нарушителей закона он разделил на преступников «случайных», преступников «по страсти» и «врожденных». Отстаивая эту классификацию, пренебрегая другими причинами и, прежде всего, социальными корнями преступности. Естественно, Ломбрезо считал целесообразным для врожденных преступников во всех случаях применение смертной казни.
Учение Ломбрезо было отвергнуто всеми, а само имя итальянского судебного врача стало нарицательным. Никаких особенностей в строении лица и головы преступников на самом деле обнаружено не было.
И все же отмахиваться от «открытия» итальянца до конца как будто нельзя. В выражении лиц самых жестоких в истории человечества тиранов и диктаторов можно найти общие черты. В портретах Нерона, Тамерлана, Ивана Грозного, Гитлера, Берии, Гиммлера есть что-то общее.
Несколько позже в Париже вышел трактат Дюшена с красноречивым, хотя и длинноватым названием «Механизм человеческой физиономии, или электрофизиологический анализ выражения страстей». В этом труде излагались опыты искусственного создания психических состояний путем соответствующей мимики. А в конце XIX в. Т. Пидерит внес свою лепту в изучение связи внешнего и внутреннего в человеке. Пидерит выдал труд «Мимика и физиогномика», в котором предпринял попытку доказать устойчивость физиономических показателей характера.