Сибилла (Сивилла) — пророчица Аполлона.
Сибилла (Сивилла) — пророчица Аполлона или вообще пророчица (обычно — старуха).
Сибилла — не столько собственное имя, сколько обобщенное наименование; из произведений античных авторов мы знаем целый ряд таких прорицательниц. Платон говорит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о нескольких, Варрон — о десяти. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью царя Дардана и нимфы Несо. Плутарх считает, что первая Сибилла пророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Вообще же Сибиллы имели свои личные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, Сибилла Кумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих.
Пожалуй, самой знаменитой из них была Сибилла Кумекая (или Куманская), которая родилась в малоазийском городе Эрифры и после долгих странствий обосновалась в ионийском поселении Киме в Италии, будущих римских Кумах. Как рассказывает Вергилий, Эней обратился к Сибилле Кумской Деифобе с просьбой узнать у богов, где ему заложить город в Италии, а также помочь ему встретиться с отцом Анхисом в загробном царстве — и Сибилла помогла ему советами. Кумекая Сибилла Герофила написала на пальмовых листьях девять пророческих книг. Согласно римской традиции, они оказались в Риме во времена Тарквиния Гордого, т. е. в конце 6 в. до и. э., но, скорее всего, они возникли несколько столетий спустя.Сибилла предложила их царю, но назвала такую несуразную цену, что Тарквиний посмеялся над ней. Тогда она бросила три книги в огонь и запросила такую же цену за оставшиеся шесть. Когда царь снова отказался, она сожгла еще три книги — и у него пропала охота смеяться. Тарквиний заплатил за последние три книги столько, сколько Сибилла запрашивала за девять, и поместил их на сохранение в храм Юпитера на Капитолии. Каким бы ни было их происхождение, впоследствии они были действительно найдены в храме Юпитера и оставались в нем до пожара 83 г. до н. э., после которого от них остались лишь фрагменты. Затем они были восстановлены на основании различных источников, и Август перенес их в новый храм Аполлона на Палатине. За их сохранностью наблюдала жреческая коллегия, состоявшая из двух, а затем из десяти жрецов; эта же коллегия давала официальные истолкования смысла туманных пророчеств Сибиллы. Однако римский сенат, а позже императоры обращались к ним лишь в исключительных случаях. О гибели «Сивиллиных книг» мы информированы лучше, чем об их возникновении и появлении в Риме: около 400 г. н. э. их уничтожил вандал Стилихон, полководец императора Гонория. (Несмотря на свое вандальское — по крови — происхождение, Стилихон был образованным, энергичным и дальновидным государственным деятелем, который при недалеком Гонории фактически держал судьбу всей Империи в своих руках. В 408 г. Стилихон был казнен по ложному обвинению в сговоре с королем вестготов Аларихом. Смерть Стилихона развязала Алариху руки, и в 410 г. он разграбил Рим. Этот сокрушительный удар судьбы произвел неизгладимое впечатление на современников. Мы далеки от мысли видеть в гибели Стилихона кару богов за уничтожение «Сивиллиных книг», однако многие современники, по словам историка Зосима, видели в падении Рима результат отступничества от старой религии.)
Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) находятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле; рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг. В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Однако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского храма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Это может показаться странным, но дело в том, что церковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже находила в них созвучия с библейскими пророчествами о приходе Мессии (Спасителя).
В картинных галереях и музеях находятся также многочисленные картины с изображенными на них Сибилл. В числе их авторов: Тинторетто, Доменикино, Рембрандт, Тернер, Бёрн-Джонс. Из статуй упомянем одну из старейших: мраморную «Сибиллу» Дж. Пизано (1297 — 1301).
Сибилла фигурирует в «Старинных чешских сказаниях» Ирасека (1894). И в заключение любопытный факт: в 1932 г. археологи обнаружили в Кумах (под Неаполем) почти стометровый проход в скале, ведущий в подземную пещеру, напоминающую описание Вергилия в шестой книге «Энеиды»: «В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же / Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,/На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы».
Иносказательно «Сивиллины книги» — пророчества: «Я книг сивиллиных читаю письмена…/Сквозь бездну ночи/Я будущие вижу времена…» — А. Мицкевич, «Дзяды».
Сибилла (Сивилла) — пророчица Аполлона или вообще пророчица (обычно — старуха).
Сибилла — не столько собственное имя, сколько обобщенное наименование; из произведений античных авторов мы знаем целый ряд таких прорицательниц. Платон говорит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о нескольких, Варрон — о десяти. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью царя Дардана и нимфы Несо. Плутарх считает, что первая Сибилла пророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Вообще же Сибиллы имели свои личные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, Сибилла Кумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих.
Пожалуй, самой знаменитой из них была Сибилла Кумекая (или Куманская), которая родилась в малоазийском городе Эрифры и после долгих странствий обосновалась в ионийском поселении Киме в Италии, будущих римских Кумах. Как рассказывает Вергилий, Эней обратился к Сибилле Кумской Деифобе с просьбой узнать у богов, где ему заложить город в Италии, а также помочь ему встретиться с отцом Анхисом в загробном царстве — и Сибилла помогла ему советами. Кумекая Сибилла Герофила написала на пальмовых листьях девять пророческих книг. Согласно римской традиции, они оказались в Риме во времена Тарквиния Гордого, т. е. в конце 6 в. до и. э., но, скорее всего, они возникли несколько столетий спустя.Сибилла предложила их царю, но назвала такую несуразную цену, что Тарквиний посмеялся над ней. Тогда она бросила три книги в огонь и запросила такую же цену за оставшиеся шесть. Когда царь снова отказался, она сожгла еще три книги — и у него пропала охота смеяться. Тарквиний заплатил за последние три книги столько, сколько Сибилла запрашивала за девять, и поместил их на сохранение в храм Юпитера на Капитолии. Каким бы ни было их происхождение, впоследствии они были действительно найдены в храме Юпитера и оставались в нем до пожара 83 г. до н. э., после которого от них остались лишь фрагменты. Затем они были восстановлены на основании различных источников, и Август перенес их в новый храм Аполлона на Палатине. За их сохранностью наблюдала жреческая коллегия, состоявшая из двух, а затем из десяти жрецов; эта же коллегия давала официальные истолкования смысла туманных пророчеств Сибиллы. Однако римский сенат, а позже императоры обращались к ним лишь в исключительных случаях. О гибели «Сивиллиных книг» мы информированы лучше, чем об их возникновении и появлении в Риме: около 400 г. н. э. их уничтожил вандал Стилихон, полководец императора Гонория. (Несмотря на свое вандальское — по крови — происхождение, Стилихон был образованным, энергичным и дальновидным государственным деятелем, который при недалеком Гонории фактически держал судьбу всей Империи в своих руках. В 408 г. Стилихон был казнен по ложному обвинению в сговоре с королем вестготов Аларихом. Смерть Стилихона развязала Алариху руки, и в 410 г. он разграбил Рим. Этот сокрушительный удар судьбы произвел неизгладимое впечатление на современников. Мы далеки от мысли видеть в гибели Стилихона кару богов за уничтожение «Сивиллиных книг», однако многие современники, по словам историка Зосима, видели в падении Рима результат отступничества от старой религии.)
Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) находятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле; рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг. В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Однако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского храма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Это может показаться странным, но дело в том, что церковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже находила в них созвучия с библейскими пророчествами о приходе Мессии (Спасителя).
В картинных галереях и музеях находятся также многочисленные картины с изображенными на них Сибилл. В числе их авторов: Тинторетто, Доменикино, Рембрандт, Тернер, Бёрн-Джонс. Из статуй упомянем одну из старейших: мраморную «Сибиллу» Дж. Пизано (1297 — 1301).
Сибилла фигурирует в «Старинных чешских сказаниях» Ирасека (1894). И в заключение любопытный факт: в 1932 г. археологи обнаружили в Кумах (под Неаполем) почти стометровый проход в скале, ведущий в подземную пещеру, напоминающую описание Вергилия в шестой книге «Энеиды»: «В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же / Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,/На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы».
Иносказательно «Сивиллины книги» — пророчества: «Я книг сивиллиных читаю письмена…/Сквозь бездну ночи/Я будущие вижу времена…» — А. Мицкевич, «Дзяды».