Узурпаторши Принцессы, узурпировавшие власть в мире мужчин.
Хатшепсут
(около 1508–1458 гг. до н. э.)
Царица, правившая Египтом как фараон.
Хатшепсут должна была знать пару секретов из области связей с общественностью. А как еще можно объяснить то, что страдающая ожирением, лысеющая царица средних лет смогла превратиться в глазах египтян в обожествляемого, поджарого, атлетически сложенного фараона? Нам посчастливилось, что те, кто намеревался вычеркнуть Хатшепсут из истории, не особо в этом преуспели. В противном случае мы, пожалуй, так ничего и не узнали бы об одной из наиболее величественных женщин-правительниц Древнего Египта, которые долго и успешно правили страной. А ведь их было не так уж и много: за несколько тысячелетий только трем удалось заполучить в свои руки титул и власть фараона.
Царица золотого века.
Хатшепсут родилась в период Нового царства, во времена, когда Древний Египет переживал эпоху расцвета. Она была старшей дочерью Тутмоса Первого, правителя двадцать восьмой династии, великого полководца, и царицы Яхмес, его супруги. Согласно заявлениям самой Хатшепсут, в правдивости которых есть все основания сомневаться, она была любимицей отца: после своей смерти Тутмос Первый хотел передать власть именно ей. К сожалению, отец не успел оформить свои пожелания как полагается, поэтому после смерти Тутмоса Первого его приемника выбрали среди сыновей, рожденных от наложниц в гареме.
Предпочтение отдали принцу Тутмосу, сыну покойного фараона от одной из младших цариц. Чтобы упрочить свои притязания на трон, принц пожелал жениться на своей единокровной сестре Хатшепсут. (Смотрите «Семейные дела. Инцест в царских семьях», с. 54). Не встретив никакого противодействия, принц стал фараоном Тутмосом Вторым, а его единокровная сестра – царицей.
Спустя три года Тутмос Второй скоропостижно скончался. КТ-сканирование его останков выявило, что фараон умер от сердечного приступа. Вновь началась борьба за трон. Хатшепсут была женщиной, поэтому очередной принц, рожденный от наложницы, несмотря на малолетство, был провозглашен фараоном под именем Тутмос Третий.
Вдовствующая царица стала регентшей при мальчике, который был ее племянником и пасынком в одно и то же время, до тех пор пока он не подрастет и не сможет править самостоятельно. В те времена такая практика была обычной для Древнего Египта: матери правили вместо несовершеннолетних сыновей, а жены заменяли отсутствующих на войне мужчин. Года два Хатшепсут играла роль добросовестной регентши, признавая за Тутмосом Третьим власть, а потом произошло нечто странное: Хатшепсут отодвинула в сторону малыша-фараона и сама себя короновала.
Женщина-фараон.
Этот шаг требовал не просто храбрости, а настоящего мужества, мужества в прямом смысле слова, потому что божественный порядок требовал, чтобы фараон был обязательно мужчиной. И как же ей это удалось? Ее стратегический план состоял из трех частей. Во-первых, Хатшепсут заявила, что отец видел в ней свою наследницу. Это заявление усиливалось тем обстоятельством, что претендентка на престол была голубых кровей, а не случайным последствием связи с одной из младших цариц, как, например, Тутмос Третий. Во-вторых, Хатшепсут утверждала, что была зачата от царя богов Амона, который, приняв образ ее отца, совокупился с ее матерью. После этого Хатшепсут начала называть себя «божественной женой Амона». Смысла в этом заявлении не много, но оно должно было подчеркнуть ее благородное происхождение в качестве дочери и жены верховного бога. В-третьих, она сделала очень разумный с политической точки зрения шаг, отправив в изгнание всех царедворцев, выдвинувшихся не при ней, а затем посадив на их места людей, всем обязанных непосредственно ей.
За стенами своего дворца Хатшепсут развернула широкую пропагандистскую кампанию. Ради того чтобы увековечить себя в образе фараона, она приказала изображать ее мужчиной. На официальных барельефах и скульптурных изображениях мы видим поджарого, атлетически сложенного мужчину идеальных пропорций. Голову его украшает убор, похожий на капюшон кобры. К подбородку привязана фальшивая борода. Оба эти украшения являлись необходимым атрибутом всякого фараона. Этому обстоятельству ничуть не помешал тот факт (о чем свидетельствует найденная археологами мумия Хатшепсут), что к тому времени она превратилась в страдающую ожирением женщину средних лет с наследственным дефектом в виде неправильного прикуса и с огромной обвисшей грудью.
Время правления Хатшепсут вошло в историю Древнего Египта как период мира и процветания. Главным ее достижением стало установление прочных торговых отношений с близлежащими странами. Во внешней политике Хатшепсут, судя по всему, сделала ставку не на военную, а на экономическую экспансию. После непродолжительных и успешных войн в самом начале правления Хатшепсут приказала своим солдатам переквалифицироваться в торговцев и отправиться с караванами в далекие и прибыльные экспедиции, вместо того чтобы пускаться в дорогостоящие и рискованные военные авантюры.
Часть полученных Египтом значительных богатств Хатшепсут направила на строительство, приказав подданным возводить повсюду в стране гигантские обелиски, строить и перестраивать храмы. Всюду устанавливались исчисляемые сотнями статуи самой Хатшепсут. Все это делалось ради того, чтобы потомки надолго запомнили ее имя. Как написала сама Хатшепсут на обелиске в Карнаке: «И сердце мое радуется при мысли о том, что скажут те, кто будет жить после меня, когда увидят дело рук моих».
Учитывая то, что произошло после, слова эти нельзя воспринимать без грусти и толики иронии.
Хатшепсут
(около 1508–1458 гг. до н. э.)
Царица, правившая Египтом как фараон.
Хатшепсут должна была знать пару секретов из области связей с общественностью. А как еще можно объяснить то, что страдающая ожирением, лысеющая царица средних лет смогла превратиться в глазах египтян в обожествляемого, поджарого, атлетически сложенного фараона? Нам посчастливилось, что те, кто намеревался вычеркнуть Хатшепсут из истории, не особо в этом преуспели. В противном случае мы, пожалуй, так ничего и не узнали бы об одной из наиболее величественных женщин-правительниц Древнего Египта, которые долго и успешно правили страной. А ведь их было не так уж и много: за несколько тысячелетий только трем удалось заполучить в свои руки титул и власть фараона.
Царица золотого века.
Хатшепсут родилась в период Нового царства, во времена, когда Древний Египет переживал эпоху расцвета. Она была старшей дочерью Тутмоса Первого, правителя двадцать восьмой династии, великого полководца, и царицы Яхмес, его супруги. Согласно заявлениям самой Хатшепсут, в правдивости которых есть все основания сомневаться, она была любимицей отца: после своей смерти Тутмос Первый хотел передать власть именно ей. К сожалению, отец не успел оформить свои пожелания как полагается, поэтому после смерти Тутмоса Первого его приемника выбрали среди сыновей, рожденных от наложниц в гареме.
Предпочтение отдали принцу Тутмосу, сыну покойного фараона от одной из младших цариц. Чтобы упрочить свои притязания на трон, принц пожелал жениться на своей единокровной сестре Хатшепсут. (Смотрите «Семейные дела. Инцест в царских семьях», с. 54). Не встретив никакого противодействия, принц стал фараоном Тутмосом Вторым, а его единокровная сестра – царицей.
Спустя три года Тутмос Второй скоропостижно скончался. КТ-сканирование его останков выявило, что фараон умер от сердечного приступа. Вновь началась борьба за трон. Хатшепсут была женщиной, поэтому очередной принц, рожденный от наложницы, несмотря на малолетство, был провозглашен фараоном под именем Тутмос Третий.
Вдовствующая царица стала регентшей при мальчике, который был ее племянником и пасынком в одно и то же время, до тех пор пока он не подрастет и не сможет править самостоятельно. В те времена такая практика была обычной для Древнего Египта: матери правили вместо несовершеннолетних сыновей, а жены заменяли отсутствующих на войне мужчин. Года два Хатшепсут играла роль добросовестной регентши, признавая за Тутмосом Третьим власть, а потом произошло нечто странное: Хатшепсут отодвинула в сторону малыша-фараона и сама себя короновала.
Женщина-фараон.
Этот шаг требовал не просто храбрости, а настоящего мужества, мужества в прямом смысле слова, потому что божественный порядок требовал, чтобы фараон был обязательно мужчиной. И как же ей это удалось? Ее стратегический план состоял из трех частей. Во-первых, Хатшепсут заявила, что отец видел в ней свою наследницу. Это заявление усиливалось тем обстоятельством, что претендентка на престол была голубых кровей, а не случайным последствием связи с одной из младших цариц, как, например, Тутмос Третий. Во-вторых, Хатшепсут утверждала, что была зачата от царя богов Амона, который, приняв образ ее отца, совокупился с ее матерью. После этого Хатшепсут начала называть себя «божественной женой Амона». Смысла в этом заявлении не много, но оно должно было подчеркнуть ее благородное происхождение в качестве дочери и жены верховного бога. В-третьих, она сделала очень разумный с политической точки зрения шаг, отправив в изгнание всех царедворцев, выдвинувшихся не при ней, а затем посадив на их места людей, всем обязанных непосредственно ей.
За стенами своего дворца Хатшепсут развернула широкую пропагандистскую кампанию. Ради того чтобы увековечить себя в образе фараона, она приказала изображать ее мужчиной. На официальных барельефах и скульптурных изображениях мы видим поджарого, атлетически сложенного мужчину идеальных пропорций. Голову его украшает убор, похожий на капюшон кобры. К подбородку привязана фальшивая борода. Оба эти украшения являлись необходимым атрибутом всякого фараона. Этому обстоятельству ничуть не помешал тот факт (о чем свидетельствует найденная археологами мумия Хатшепсут), что к тому времени она превратилась в страдающую ожирением женщину средних лет с наследственным дефектом в виде неправильного прикуса и с огромной обвисшей грудью.
Время правления Хатшепсут вошло в историю Древнего Египта как период мира и процветания. Главным ее достижением стало установление прочных торговых отношений с близлежащими странами. Во внешней политике Хатшепсут, судя по всему, сделала ставку не на военную, а на экономическую экспансию. После непродолжительных и успешных войн в самом начале правления Хатшепсут приказала своим солдатам переквалифицироваться в торговцев и отправиться с караванами в далекие и прибыльные экспедиции, вместо того чтобы пускаться в дорогостоящие и рискованные военные авантюры.
Часть полученных Египтом значительных богатств Хатшепсут направила на строительство, приказав подданным возводить повсюду в стране гигантские обелиски, строить и перестраивать храмы. Всюду устанавливались исчисляемые сотнями статуи самой Хатшепсут. Все это делалось ради того, чтобы потомки надолго запомнили ее имя. Как написала сама Хатшепсут на обелиске в Карнаке: «И сердце мое радуется при мысли о том, что скажут те, кто будет жить после меня, когда увидят дело рук моих».
Учитывая то, что произошло после, слова эти нельзя воспринимать без грусти и толики иронии.