Гадание по печени.
Среди этрусских памятников есть один любопытный предмет— бронзовая печень овцы, — найденный в 1877 году в окрестностях Плаценции, нынешней Дьячонцы. Выпуклая сторона этого сакрального предмета разделена на 2 части линией и обозначена двумя словами: Луна и Солнце. Вогнутая сторона модели тщательно разделена на секторы, на которых выгравированы имена богов, как добрых, так и злых. Бортик печени отделен от центральной части линией. На самом бортике черточками обозначены 16 участков с именами богов. Вероятно, 16 богов на бортике соответствуют 16 регионам неба. А сама модель печени является как бы проекцией этрусского верхнего мира.
Назначение этой модели печени неясно, но можно предположить, что она была своего рода наглядным пособием для обучения сложному искусству предсказаний. Форма букв свидетельствует о том, что это изделие относятся к III веке до н. э., а возможно, и более позднему времени.
Искусство предсказания по печени — гаруспиция — было сложным. Жрец, предсказывающий по внутренностям судьбу, должен был в совершенстве знать форму печени, ибо малейшее ее изменение предопределяло будущее. Особое внимание уделялось put iocineris — пирамидальному отростку. Большой отросток предвещал счастье, малый — несчастье и смерть, расчлененный отросток угрожал городу войной и расколом, нарост на его вершине трактовался как победа в войне. Понятно, почему гаруспики именно пирамидальному отростку придавали такое большое значение: разнообразие его форм открывало широкие возможности для фантазии.
Кроме печени, гадали еще по сердцу и легким, но реже. В бронзовом этрусском зеркале, найденном в городе Вульги, выгравирован процесс гадания; гаруспик склонился над столиком, на котором лежат трахея и легкое, а в левой руке он держит печень.
Для гадания имело значение также, какому животному принадлежали внутренности. Требования были строгими: животные должны были быть совершенно здоровыми и не оказывать сопротивления, когда их вели к жертвенному алтарю.
Обычай этрусков гадать по внутренностям жертвенных животных берет свое начало у ассиро–вавилонян и прослеживается у ряда народов вплоть до наших дней. Так, один из исследователей уже в 1950 году писал об албанцах: «Они очень верят в предзнаменования и предсказания. Человек, искушенный в этом искусстве, читает будущее, рассматривая… лопаточные кости овец… Эта кость делится на части, каждая из которых имеет свое значение. Одно углубление означает дом. Его большая или меньшая глубина указывает, будет ли дом пустым или полным добра. Так же предсказывают урожай. Нечто вроде выступа показывает, будут ли умножаться стада. Маленькие дырочки на плоской плоскости — это колыбели, и предсказатель может определить, родится ли ребенок». Предсказание по лопаточной кости до недавнего времени существовало и у эвенков.
Гаруспиции играли в жизни этрусков огромную роль. Ни одно дело, будь то государственное и или частное, не обходилось без участия гаруспиков и их благословения. На зеркале из Тосканы выгравирована сцена, где изображена группа людей, окружавших молодого человека, изучающего печень. Надпись дала возможность исследователям истолковывать эту сцену как относящуюся к основанию города Тарквиний.
Не меньшую роль играли гаруспики в жизни Рима и всей Римской империи. Так сложилось, что хотя римляне были современниками этрусков, образ мышления последних был им чужд. Римляне унаследовали некоторые обычаи этрусков, однако из всего их религиозного и магического «опыта» римлян больше всего интересовали гаруспиции. то есть предсказания по внутренностям жертвенных животных. Более того, по предложению римского императора Клавдия (41—54 гг. н. э.) была предпринята попытка превратить гаруспицию в «государственное» учение. Тацит пишет:
«Выступил Клавдий в сенате и с докладом об учреждении коллегии гаруспиков, дабы не заглохла по нерадивости древнейшая наука Италии: к ним часто обращались в трудные для государства дни, по их указанию восстанавливались священнодействия и в последующем более тщательно отправлялись; этрусская знать по собственному желанию или побуждаемая римским сенатом хранила преемственность этих знаний; теперь, однако, это делается гораздо небрежнее из–за всеобщего равнодушия к благочестию и распространения чужеземных суеверий. И хотя ныне во всем установилось благополучие, все же должно воздать благодарение богам за их благосклонность и не допускать, чтобы священные обряды, усердно почитавшиеся в тяжелые времена, оказались преданными забвению в счастливые. Исходя из этого и был составлен сенатский указ, предписывавший верховным жрецам рассмотреть, что необходимо для сохранения и закрепления искусства гаруспиков» (Тацит. Анналы, XI, 15).
Искусство гаруспиков продержалось в Риме очень долго и пережило свою славу.
Смирнова Инна.
Среди этрусских памятников есть один любопытный предмет— бронзовая печень овцы, — найденный в 1877 году в окрестностях Плаценции, нынешней Дьячонцы. Выпуклая сторона этого сакрального предмета разделена на 2 части линией и обозначена двумя словами: Луна и Солнце. Вогнутая сторона модели тщательно разделена на секторы, на которых выгравированы имена богов, как добрых, так и злых. Бортик печени отделен от центральной части линией. На самом бортике черточками обозначены 16 участков с именами богов. Вероятно, 16 богов на бортике соответствуют 16 регионам неба. А сама модель печени является как бы проекцией этрусского верхнего мира.
Назначение этой модели печени неясно, но можно предположить, что она была своего рода наглядным пособием для обучения сложному искусству предсказаний. Форма букв свидетельствует о том, что это изделие относятся к III веке до н. э., а возможно, и более позднему времени.
Искусство предсказания по печени — гаруспиция — было сложным. Жрец, предсказывающий по внутренностям судьбу, должен был в совершенстве знать форму печени, ибо малейшее ее изменение предопределяло будущее. Особое внимание уделялось put iocineris — пирамидальному отростку. Большой отросток предвещал счастье, малый — несчастье и смерть, расчлененный отросток угрожал городу войной и расколом, нарост на его вершине трактовался как победа в войне. Понятно, почему гаруспики именно пирамидальному отростку придавали такое большое значение: разнообразие его форм открывало широкие возможности для фантазии.
Кроме печени, гадали еще по сердцу и легким, но реже. В бронзовом этрусском зеркале, найденном в городе Вульги, выгравирован процесс гадания; гаруспик склонился над столиком, на котором лежат трахея и легкое, а в левой руке он держит печень.
Для гадания имело значение также, какому животному принадлежали внутренности. Требования были строгими: животные должны были быть совершенно здоровыми и не оказывать сопротивления, когда их вели к жертвенному алтарю.
Обычай этрусков гадать по внутренностям жертвенных животных берет свое начало у ассиро–вавилонян и прослеживается у ряда народов вплоть до наших дней. Так, один из исследователей уже в 1950 году писал об албанцах: «Они очень верят в предзнаменования и предсказания. Человек, искушенный в этом искусстве, читает будущее, рассматривая… лопаточные кости овец… Эта кость делится на части, каждая из которых имеет свое значение. Одно углубление означает дом. Его большая или меньшая глубина указывает, будет ли дом пустым или полным добра. Так же предсказывают урожай. Нечто вроде выступа показывает, будут ли умножаться стада. Маленькие дырочки на плоской плоскости — это колыбели, и предсказатель может определить, родится ли ребенок». Предсказание по лопаточной кости до недавнего времени существовало и у эвенков.
Гаруспиции играли в жизни этрусков огромную роль. Ни одно дело, будь то государственное и или частное, не обходилось без участия гаруспиков и их благословения. На зеркале из Тосканы выгравирована сцена, где изображена группа людей, окружавших молодого человека, изучающего печень. Надпись дала возможность исследователям истолковывать эту сцену как относящуюся к основанию города Тарквиний.
Не меньшую роль играли гаруспики в жизни Рима и всей Римской империи. Так сложилось, что хотя римляне были современниками этрусков, образ мышления последних был им чужд. Римляне унаследовали некоторые обычаи этрусков, однако из всего их религиозного и магического «опыта» римлян больше всего интересовали гаруспиции. то есть предсказания по внутренностям жертвенных животных. Более того, по предложению римского императора Клавдия (41—54 гг. н. э.) была предпринята попытка превратить гаруспицию в «государственное» учение. Тацит пишет:
«Выступил Клавдий в сенате и с докладом об учреждении коллегии гаруспиков, дабы не заглохла по нерадивости древнейшая наука Италии: к ним часто обращались в трудные для государства дни, по их указанию восстанавливались священнодействия и в последующем более тщательно отправлялись; этрусская знать по собственному желанию или побуждаемая римским сенатом хранила преемственность этих знаний; теперь, однако, это делается гораздо небрежнее из–за всеобщего равнодушия к благочестию и распространения чужеземных суеверий. И хотя ныне во всем установилось благополучие, все же должно воздать благодарение богам за их благосклонность и не допускать, чтобы священные обряды, усердно почитавшиеся в тяжелые времена, оказались преданными забвению в счастливые. Исходя из этого и был составлен сенатский указ, предписывавший верховным жрецам рассмотреть, что необходимо для сохранения и закрепления искусства гаруспиков» (Тацит. Анналы, XI, 15).
Искусство гаруспиков продержалось в Риме очень долго и пережило свою славу.
Смирнова Инна.