Процесс умирания.
Мудрецы древнего Тибета передавали из уст в уста человеческие знания о процессе умирания, накопленные за тысячелетия. Все эти сведения представляют большую ценность и для современной науки. В частности, ученые изучают Тибетскую книгу мертвых, записанную в конце VII века. Она была как бы учебником для уходящего из жизни, учила принимать неизбежность смерти с ясным сознанием, содержала подробное описание различных стадий умирания. В ней описываются мгновения, когда душа расстается с плотью. Умирающий слышит беспокойные, непонятные сигналы, шумы, завывания ветра. Все обволакивается туманом. Человек чувствует, что способен разглядеть себя со стороны, видит своих близких, проливающих по нему слезы. А когда умирающий подает голос, хочет прореагировать на печаль, его никто не слышит. Он чувствует, что приобрел какую-то новую оболочку, не похожую на земную. Душа покойного без затруднений может проникнуть сквозь любые препятствия, молниеносно оказывается там, где захочет. Все органы чувств приобретают необычайную остроту. Она становится способной охватить бескрайние просторы. Она видит, слышит, все воспринимает. Тени умерших, озаренные сиянием, возникают перед мысленным взором умершего. А дальше в Тибетской книге мертвых даются сведения уже о пребывании души в загробном мире.
Современные ученые - врачи, психологи - давно уже собирают посмертный опыт людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Результатом его обобщения явилась всем известная книга американского психиатра Р. Моуди "Жизнь после смерти".
Многое совпадает с описаниями процесса умирания, приведенными в Тибетской книге мертвых. Все эти люди испытывали примерно одно и то же. Вот какие высказывания людей, возвращенных с того света, он приводит:
"Это было ощущение полного мира и спокойствия, совсем никакого страха".
"Все, что я видел и переживал в то время, было так прекрасно, что просто невозможно это описать. Мне хотелось, чтобы другие тоже побывали там со мной, чтобы видеть все, что я вижу…"
Одна из пациенток, побывавшая в состоянии клинической смерти, описывала "город солнца": необыкновенное сияние, чарующая музыка, впечатления, которые нельзя выразить на обыкновенным земном языке, земными образами, потому что там все иное.
Но в то же время некоторые больные, выведенные из состояния кратковременной смерти, сообщали, что они проходили через какие-то сумеречные коридоры, в которых им встречались печальные личности.
Самым интересным в рассказах людей, вернувшихся к жизни, является описание их встречи со светящимся существом. Некоторые называют его Христом, другие - ангелом. Все отмечают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью. Оно всегда задает только что умершему вопрос, готов ли он к смерти, и просит показать, что он сделал в своей жизни. Иногда же демонстрирует кадры жизни умирающего, побуждая подумать его о своей жизни. Скорее всего, это и есть создатель, Бог.
В процессе умирания человек видит своих умерших родственников и друзей. Известный канадский писатель Альберт Клифф рассказывает о смерти своего отца. Когда уже все решили, что он скончался, глаза его вдруг на какой-то миг раскрылись, и он сказал, взглянув на изречение, висевшее на стене в его спальне: "Я действительно знаю, что мой Спаситель жив, потому что все собрались вокруг меня - мать, отец, братья и сестры".
А известный американский невропатолог дает такой рассказ об одном человеке, находящемся на пороге смерти. Умирающий взглянул на врача и стал называть имена, а врач записывал их. Позже, когда он спросил дочь умершего, кто эти люди, она сказала, что это родственники, которые давно уже умерли, а умирающий говорил о них так, будто видел их. Жена знаменитого Томаса А. Эдисона рассказывала, что когда ее знаменитый муж, ученый, признающий только факты, умирал, он прошептал: "Там так красиво". Жена уверяет, что он никогда бы этого не сказал, если бы не видел собственными глазами.
Существуют доказательства, что в момент смерти душа отделяется от тела. Иногда люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, бывают способны пересказать разговоры или сообщить точные подробности того, что происходило в других помещениях, пока они были "мертвы". Например, доктор Кублер-Росс сообщила об одном случае, когда слепая женщина видела и после выхода из состояния клинической смерти описала все, что происходило в комнате, "где она умерла, хотя вернувшись к жизни, она оставалась слепой. Это является доказательством того, что видит не глаз, а душа, которая при жизни осуществляет эти функции через физические органы".
В книге К. Искуль "Троицкий цветок", написанной в 1910 году, в рассказе "Невероятное для многих, но истинное происшествие", автор которого был атеистом и не верил в загробную жизнь, рассказывается о посмертном опыте человека, вернувшегося затем к жизни.
После описания предсмертной агонии автор сообщал, что вдруг почувствовал, как ему стало легко. "Я увидел, что стою один посреди комнаты; справа от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже не было, когда я стоял посреди комнаты?
Я подвинулся и глянул, куда глядели все они.
Там на койке лежал я.
…Меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем и там тоже я…
Я хотел осязать себя, взял правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал обхватить себя за талию - рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству… Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество, и панический страх охватил меня. Было действительно что-то невыразимо ужасное в том одиночестве… Я глянул, и тут только впервые перед мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом "смерть"? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид мертвеца…
В наших понятиях со словом "смерть" неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же я мог думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?
…Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с такой удивительной энергией и быстротой…"
Продолжая рассказ о жизни человеческой души после смерти его телесной оболочки, приведем еще несколько отрывочков, показавшихся нам интересными. Вот отрывок из небольшого повествования Фотия Контоглу.
"…Сон еще не овладел мною, я не знаю, бодрствовал ли я или заснул, как вдруг передо мной возник странный человек. Он был мертвенно бледен. Глаза его были как бы открыты, и он смотрел на меня с ужасом. Его лицо было как маска, как мумия. Блестящая темно-желтая кожа туго обтягивала его мертвую голову со всеми ее впадинами. Он как бы тяжело дышал. В одной руке он держал какой-то странный предмет, который я не мог рассмотреть, а другой держался за грудь, как будто испытывал страдания.
Это существо наполнило меня ужасом. Я молча смотрел на него, а он на меня, как бы ожидая, что я узнаю, несмотря на всю странность его облика… Голос сказал мне: "Это тот-то и тот-то". И я немедленно узнал его. Тогда он открыл рот и вздохнул. Его голос донесся откуда-то издалека, как из глубокого колодца.
Он испытывал тяжкие муки, и я страдал за него. Его руки, ноги, глаза - все показывало, что он страдает. В отчаянии я хотел помочь ему, но он дал мне знак рукой остановиться. Он начал так стонать, что я похолодел. Затем он сказал: "Я не пришел; меня послали. Я безостановочно трясусь, у меня кружится голова. Моли Бога сжалиться надо мной. Я хочу умереть и не могу. Увы! Все, что ты говорил мне раньше, верно. Помнишь ли, как за несколько дней до моей смерти ты говорил о религии? Со мной были двое других, неверующих, как и я, друзей. Ты говорил, а они посмеивались. Когда ты ушел, они сказали: "Какая жалость! Интеллигентный человек, а верит в глупости, в которые верят старухи!"
Другой раз, и не один раз, я сказал тебе: "Дорогой Фотий, копи деньги, или ты умрешь нищим. Посмотри на мои богатства, а мне ведь хочется еще больше". Ты мне тогда сказал: "Разве ты подписал договор со смертью, что можешь жить, сколько хочешь и иметь счастливую старость?"
И я ответил: "Ты увидишь, до каких лет я доживу! Теперь мне 75, я проживу больше ста. У моих детей нет нужды. Мой сын зарабатывает денег больше, чем надо. Я не такой, как вы, слушающие попов: "Христианский конец жизни" и прочее… Лучше полный карман и никаких забот…" Сказав это, он стал поворачиваться то туда, то сюда, как будто бы он был на жаровне.
Я услышал его стон: "Ах! Ух! Ох! Ох!" Он помолчал немного, а потом сказал: "Вот что я сказал, а через несколько дней я был мертв! Я был мертв и проиграл спор! В каком я был смятении, какой ужас! Потерянный, я опустился в бездну. Как я страдал до сих пор, какое мучение! Все, что ты мне сказал, истина. Ты выиграл спор!
Когда я жил в том мире, где ты сейчас находишься, я был интеллектуалом, я был врачом. Я научился, как говорить и как заставить слушать себя, как высмеивать религию, обсуждать все, что попадается на глаза. А теперь я вижу, что все, что я называл сказками, мифами, бумажными фонариками, - правда. Мучение, которое я переношу сейчас, - вот что правда, это червь неусыпающий, это скрежет зубовный".
Сказав это, он исчез…"
Мудрецы древнего Тибета передавали из уст в уста человеческие знания о процессе умирания, накопленные за тысячелетия. Все эти сведения представляют большую ценность и для современной науки. В частности, ученые изучают Тибетскую книгу мертвых, записанную в конце VII века. Она была как бы учебником для уходящего из жизни, учила принимать неизбежность смерти с ясным сознанием, содержала подробное описание различных стадий умирания. В ней описываются мгновения, когда душа расстается с плотью. Умирающий слышит беспокойные, непонятные сигналы, шумы, завывания ветра. Все обволакивается туманом. Человек чувствует, что способен разглядеть себя со стороны, видит своих близких, проливающих по нему слезы. А когда умирающий подает голос, хочет прореагировать на печаль, его никто не слышит. Он чувствует, что приобрел какую-то новую оболочку, не похожую на земную. Душа покойного без затруднений может проникнуть сквозь любые препятствия, молниеносно оказывается там, где захочет. Все органы чувств приобретают необычайную остроту. Она становится способной охватить бескрайние просторы. Она видит, слышит, все воспринимает. Тени умерших, озаренные сиянием, возникают перед мысленным взором умершего. А дальше в Тибетской книге мертвых даются сведения уже о пребывании души в загробном мире.
Современные ученые - врачи, психологи - давно уже собирают посмертный опыт людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Результатом его обобщения явилась всем известная книга американского психиатра Р. Моуди "Жизнь после смерти".
Многое совпадает с описаниями процесса умирания, приведенными в Тибетской книге мертвых. Все эти люди испытывали примерно одно и то же. Вот какие высказывания людей, возвращенных с того света, он приводит:
"Это было ощущение полного мира и спокойствия, совсем никакого страха".
"Все, что я видел и переживал в то время, было так прекрасно, что просто невозможно это описать. Мне хотелось, чтобы другие тоже побывали там со мной, чтобы видеть все, что я вижу…"
Одна из пациенток, побывавшая в состоянии клинической смерти, описывала "город солнца": необыкновенное сияние, чарующая музыка, впечатления, которые нельзя выразить на обыкновенным земном языке, земными образами, потому что там все иное.
Но в то же время некоторые больные, выведенные из состояния кратковременной смерти, сообщали, что они проходили через какие-то сумеречные коридоры, в которых им встречались печальные личности.
Самым интересным в рассказах людей, вернувшихся к жизни, является описание их встречи со светящимся существом. Некоторые называют его Христом, другие - ангелом. Все отмечают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью. Оно всегда задает только что умершему вопрос, готов ли он к смерти, и просит показать, что он сделал в своей жизни. Иногда же демонстрирует кадры жизни умирающего, побуждая подумать его о своей жизни. Скорее всего, это и есть создатель, Бог.
В процессе умирания человек видит своих умерших родственников и друзей. Известный канадский писатель Альберт Клифф рассказывает о смерти своего отца. Когда уже все решили, что он скончался, глаза его вдруг на какой-то миг раскрылись, и он сказал, взглянув на изречение, висевшее на стене в его спальне: "Я действительно знаю, что мой Спаситель жив, потому что все собрались вокруг меня - мать, отец, братья и сестры".
А известный американский невропатолог дает такой рассказ об одном человеке, находящемся на пороге смерти. Умирающий взглянул на врача и стал называть имена, а врач записывал их. Позже, когда он спросил дочь умершего, кто эти люди, она сказала, что это родственники, которые давно уже умерли, а умирающий говорил о них так, будто видел их. Жена знаменитого Томаса А. Эдисона рассказывала, что когда ее знаменитый муж, ученый, признающий только факты, умирал, он прошептал: "Там так красиво". Жена уверяет, что он никогда бы этого не сказал, если бы не видел собственными глазами.
Существуют доказательства, что в момент смерти душа отделяется от тела. Иногда люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, бывают способны пересказать разговоры или сообщить точные подробности того, что происходило в других помещениях, пока они были "мертвы". Например, доктор Кублер-Росс сообщила об одном случае, когда слепая женщина видела и после выхода из состояния клинической смерти описала все, что происходило в комнате, "где она умерла, хотя вернувшись к жизни, она оставалась слепой. Это является доказательством того, что видит не глаз, а душа, которая при жизни осуществляет эти функции через физические органы".
В книге К. Искуль "Троицкий цветок", написанной в 1910 году, в рассказе "Невероятное для многих, но истинное происшествие", автор которого был атеистом и не верил в загробную жизнь, рассказывается о посмертном опыте человека, вернувшегося затем к жизни.
После описания предсмертной агонии автор сообщал, что вдруг почувствовал, как ему стало легко. "Я увидел, что стою один посреди комнаты; справа от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже не было, когда я стоял посреди комнаты?
Я подвинулся и глянул, куда глядели все они.
Там на койке лежал я.
…Меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем и там тоже я…
Я хотел осязать себя, взял правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал обхватить себя за талию - рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству… Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество, и панический страх охватил меня. Было действительно что-то невыразимо ужасное в том одиночестве… Я глянул, и тут только впервые перед мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом "смерть"? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид мертвеца…
В наших понятиях со словом "смерть" неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же я мог думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?
…Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с такой удивительной энергией и быстротой…"
Продолжая рассказ о жизни человеческой души после смерти его телесной оболочки, приведем еще несколько отрывочков, показавшихся нам интересными. Вот отрывок из небольшого повествования Фотия Контоглу.
"…Сон еще не овладел мною, я не знаю, бодрствовал ли я или заснул, как вдруг передо мной возник странный человек. Он был мертвенно бледен. Глаза его были как бы открыты, и он смотрел на меня с ужасом. Его лицо было как маска, как мумия. Блестящая темно-желтая кожа туго обтягивала его мертвую голову со всеми ее впадинами. Он как бы тяжело дышал. В одной руке он держал какой-то странный предмет, который я не мог рассмотреть, а другой держался за грудь, как будто испытывал страдания.
Это существо наполнило меня ужасом. Я молча смотрел на него, а он на меня, как бы ожидая, что я узнаю, несмотря на всю странность его облика… Голос сказал мне: "Это тот-то и тот-то". И я немедленно узнал его. Тогда он открыл рот и вздохнул. Его голос донесся откуда-то издалека, как из глубокого колодца.
Он испытывал тяжкие муки, и я страдал за него. Его руки, ноги, глаза - все показывало, что он страдает. В отчаянии я хотел помочь ему, но он дал мне знак рукой остановиться. Он начал так стонать, что я похолодел. Затем он сказал: "Я не пришел; меня послали. Я безостановочно трясусь, у меня кружится голова. Моли Бога сжалиться надо мной. Я хочу умереть и не могу. Увы! Все, что ты говорил мне раньше, верно. Помнишь ли, как за несколько дней до моей смерти ты говорил о религии? Со мной были двое других, неверующих, как и я, друзей. Ты говорил, а они посмеивались. Когда ты ушел, они сказали: "Какая жалость! Интеллигентный человек, а верит в глупости, в которые верят старухи!"
Другой раз, и не один раз, я сказал тебе: "Дорогой Фотий, копи деньги, или ты умрешь нищим. Посмотри на мои богатства, а мне ведь хочется еще больше". Ты мне тогда сказал: "Разве ты подписал договор со смертью, что можешь жить, сколько хочешь и иметь счастливую старость?"
И я ответил: "Ты увидишь, до каких лет я доживу! Теперь мне 75, я проживу больше ста. У моих детей нет нужды. Мой сын зарабатывает денег больше, чем надо. Я не такой, как вы, слушающие попов: "Христианский конец жизни" и прочее… Лучше полный карман и никаких забот…" Сказав это, он стал поворачиваться то туда, то сюда, как будто бы он был на жаровне.
Я услышал его стон: "Ах! Ух! Ох! Ох!" Он помолчал немного, а потом сказал: "Вот что я сказал, а через несколько дней я был мертв! Я был мертв и проиграл спор! В каком я был смятении, какой ужас! Потерянный, я опустился в бездну. Как я страдал до сих пор, какое мучение! Все, что ты мне сказал, истина. Ты выиграл спор!
Когда я жил в том мире, где ты сейчас находишься, я был интеллектуалом, я был врачом. Я научился, как говорить и как заставить слушать себя, как высмеивать религию, обсуждать все, что попадается на глаза. А теперь я вижу, что все, что я называл сказками, мифами, бумажными фонариками, - правда. Мучение, которое я переношу сейчас, - вот что правда, это червь неусыпающий, это скрежет зубовный".
Сказав это, он исчез…"