Пророчества Зороастризма.
И явится всеславный Спаситель (Саошьянт) и Обновитель Мира (Астава-эрета). Спасителем он называется потому, что действует на пользу всему сущему, а Обновителем Мира - потому, что обеспечивает неразрушимость всего сущего. Он окажет противодействие злу потомков двуногих и противостоит вражде, вызванной верующими.
Авеста, Фарвардин-яшт 13. 129
Религия, известная под названием зороастризм, зародилась в Древней Персии. Напомним, что население Персии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийское происхождение.
Около 1000 лет до P. X. одна часть арийских кочевых племен вышла из Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока, полностью овладела ею к 800 году. Другая часть арийских племен прошла дальше в юго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще до возникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходство не только в речи, но и в верованиях. Так, и персы, и индусы поклонялись богу солнца Митре, их древнейшим религиям были свойственны культ огня, почитание священного напитка, который у персов назывался хаома, а у индусов - сома, и некоторые другие одинаковые обычаи.
По мнению историка Мэри Бойс, "…зороастризм - самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера".
Видение Зороастра.
Главной причиной основания этой религии, по словам Зороастра, было данное ему в возрасте 30 лет откровение, или видение. Первое и самое удивительное видение было дано ему на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил.
Перед Зороастром предстала фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады персидского пантеона богов - архангел Вогу-Мано (Благая Мысль). Вогу-Мано задал Зороастру вопросы, а потом повелел ему сбросить с себя "одеяние" материального тела и как бесплотная душа взойти в присутствие Ахура-мазды, Мудрого Господа и Всевышнего существа, беседовавшего с собравшимися ангелами. Интересной деталью является то, что с тех пор, как Зороастр появился в небесном собрании, он больше не видел своей тени "по причине яркого света ангелов", окруживших его.
На том собрании Ахурамазда дал Зороастру наставления по поводу учения истинной религии и призвал его быть своим пророком. Далее сказано, что в течение последующих восьми лет Зороастр встречался в видениях с каждым из шести главных архангелов в отдельности. И всякий раз новая встреча вносила определенное дополнение в его первоначальное откровение.
После видения Зороастр сразу стал проповедовать. Однажды в момент глубокой печали его посетил злой дух Анхра-Майнью, который уговаривал отказаться от служения Ахурамазде. Однако Зороастр не поддался искушению и продолжал проповедовать веру.
Интересно, что впервые в истории пророк сумел указать на расхождение между порядками земным и небесным. Вспомним, что примерно в это же время в Древней Греции Пифагор находил между ними гармонию, игру тонких соответствий и подобий. Великий Платон не мог понять появления зла на земле. Иранский пророк считал, что источник зла помещен в глубинах человеческой психики.
У Зороастра выбор сознания и есть краеугольный камень, что держит все величественное здание его учения. Личность противостоит окружающему ее миру и первобытным культам силой воли, свободой своего выбора. Бессмертия достигнут те, кто знает, - члены тайного религиозного сообщества.
Да будем мы теми, кто обновит бытие! (Ясна 30. 9а).
Что такое ясна7. Ясна - основание культа. Древнеиранское слово ясна, равное древнеиндийскому яджнья, первоначально означало коллективное жертвоприношение крупного рогатого скота перед большим общинным очагом с распеванием молитв. На втором этапе возникли мистика и эзотеризм, некогда единые родоплеменные интересы разобщились.
Жрецы завели свой особенный язык с небывало сложной поэтикой на основе громоздких метрических схем в одиннадцать, двенадцать, а то и шестнадцать слогов, сочиняли и переиначивали мифы, усложняли и мистифицировали ритуалистику. Раньше все общинники получали равные доли обрядовой трапезы вокруг большого костра и одинаково улавливали смысл обеспечивших такое благо заклинаний. Однако с прошествием веков они попали в зависимость от искусства жрецов. Почти тотчас же подобная участь постигла и богов.
Искусно ублажая всех богов подношениями и гимнами, жрецы быстро дошли до претензии на повелевание ими и всеми стихиями космоса. От правильного в техническом отношении хода ясны стали зависеть миропроцессы. "Яджнья есть условие становления всего существующего", - гласит знаменитое изречение Ригведы (1.164. 35). При Ахеменидах ясну правили тайно, причем магическое предназначение обряда вполне осознавалось. Как сообщали древнегреческие авторы IV века до н. э., маги похвалялись зависимостью мировых процессов от их песнопений (известие дошло в выписках Диогена Лаэртского).
Что касается конца мира и будущего суда, то зороастризм не ставил предела воображению. Люди начали думать, что при последнем суде "мост возмездия" сделается острым мечом, который будет становиться вверх острием для злых. На доброго человека подует из дверей рая ветром благовоний, а на злого из ада - зловонным воздухом. Люди, у которых добрые и злые дела окажутся на весах в состоянии баланса, пойдут в Хаместан, являющийся промежуточным местом между землей и звездами. Добрые и злые будут двигаться после суда в разных направлениях: праведные - наверх, на небо, в рай, злые - вниз, под землю, в ад.
Зороастрийцы разработали теорию, согласно которой вся хронология мира состоит из трех периодов времени, каждый из которых составляет 3000 лет (всего 9000 лет). Основатель вероучения Зороастр явился в начале последнего периода. Потом после каждой тысячи лет этого периода будут являться спасители. Их имена: Аушетар, Аушетармах и Сошьян. Они будут сыновьями Зороастра, потому что его семя чудесным образом хранится в одном из озер Персии. После каждой тысячи лет в озере искупаются чистые девы, которые и родят спасителей.
С приходом в мир последнего спасителя Сошьяна Ахурамазда начнет свой Фрашкард - последнюю, окончательную битву со злом, в которой оно будет полностью истреблено. Совершится воскресение всех мертвых, а за ним свершится суд - испытание расплавленным металлом, которое окажется страшно болезненным для злых и очень приятным для добрых. Огонь металла очистит всех злых людей. Злой Ахриман и его ангелы будут брошены в огонь и совсем сгорят. После этого все люди, даже бывшие злыми, постигнут блаженство на новом небе и новой земле.
Происхождение зла всегда было трудноразрешимой проблемой как для верующих, так и для неверующих. И учение Зороастра тоже не решило ее. Но поставив вопрос о выборе добрых или злых поступков самим человеком, пророк обратил наше внимание на главное - будущее и будет таким, каким его сделают люди. Конечно, в религиозном учении речь идет больше о будущем души, но все-таки поступки творит человек в его земной жизни. В этом-то и состоит основной момент выбора.
Маркуз Нобель, потомок Альфреда Нобеля, спрашивает:
Как вы поступите, если есть деятельность, предлагающая космическое блаженство чистой божественной любви и не спрашивающая ничего взамен?
Как вы поступите, если люди уже прошли эволюцию низких форм жизни и мы участвуем в эволюции к более высокому состоянию сознания, развитию нашего мозга и центральной нервной системы?
Как вы поступите, если выживание самого человечества и выживание нашей различной и столь прекрасной природы зависит только от эволюции человеческого сознания?
Как вы поступите, если вместо тысяч поколений, предназначенных для биологического развития по Дарвину, эволюция человеческого сознания могла бы произойти в течение одной жизни? Или за один день?
Отвечая на эти вопросы, поступайте в соответствии с ответами, тогда будущее не разочарует вас.
Галина Железняк, Андрей Козка.
И явится всеславный Спаситель (Саошьянт) и Обновитель Мира (Астава-эрета). Спасителем он называется потому, что действует на пользу всему сущему, а Обновителем Мира - потому, что обеспечивает неразрушимость всего сущего. Он окажет противодействие злу потомков двуногих и противостоит вражде, вызванной верующими.
Авеста, Фарвардин-яшт 13. 129
Религия, известная под названием зороастризм, зародилась в Древней Персии. Напомним, что население Персии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийское происхождение.
Около 1000 лет до P. X. одна часть арийских кочевых племен вышла из Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока, полностью овладела ею к 800 году. Другая часть арийских племен прошла дальше в юго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще до возникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходство не только в речи, но и в верованиях. Так, и персы, и индусы поклонялись богу солнца Митре, их древнейшим религиям были свойственны культ огня, почитание священного напитка, который у персов назывался хаома, а у индусов - сома, и некоторые другие одинаковые обычаи.
По мнению историка Мэри Бойс, "…зороастризм - самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера".
Видение Зороастра.
Главной причиной основания этой религии, по словам Зороастра, было данное ему в возрасте 30 лет откровение, или видение. Первое и самое удивительное видение было дано ему на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил.
Перед Зороастром предстала фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады персидского пантеона богов - архангел Вогу-Мано (Благая Мысль). Вогу-Мано задал Зороастру вопросы, а потом повелел ему сбросить с себя "одеяние" материального тела и как бесплотная душа взойти в присутствие Ахура-мазды, Мудрого Господа и Всевышнего существа, беседовавшего с собравшимися ангелами. Интересной деталью является то, что с тех пор, как Зороастр появился в небесном собрании, он больше не видел своей тени "по причине яркого света ангелов", окруживших его.
На том собрании Ахурамазда дал Зороастру наставления по поводу учения истинной религии и призвал его быть своим пророком. Далее сказано, что в течение последующих восьми лет Зороастр встречался в видениях с каждым из шести главных архангелов в отдельности. И всякий раз новая встреча вносила определенное дополнение в его первоначальное откровение.
После видения Зороастр сразу стал проповедовать. Однажды в момент глубокой печали его посетил злой дух Анхра-Майнью, который уговаривал отказаться от служения Ахурамазде. Однако Зороастр не поддался искушению и продолжал проповедовать веру.
Интересно, что впервые в истории пророк сумел указать на расхождение между порядками земным и небесным. Вспомним, что примерно в это же время в Древней Греции Пифагор находил между ними гармонию, игру тонких соответствий и подобий. Великий Платон не мог понять появления зла на земле. Иранский пророк считал, что источник зла помещен в глубинах человеческой психики.
У Зороастра выбор сознания и есть краеугольный камень, что держит все величественное здание его учения. Личность противостоит окружающему ее миру и первобытным культам силой воли, свободой своего выбора. Бессмертия достигнут те, кто знает, - члены тайного религиозного сообщества.
Да будем мы теми, кто обновит бытие! (Ясна 30. 9а).
Что такое ясна7. Ясна - основание культа. Древнеиранское слово ясна, равное древнеиндийскому яджнья, первоначально означало коллективное жертвоприношение крупного рогатого скота перед большим общинным очагом с распеванием молитв. На втором этапе возникли мистика и эзотеризм, некогда единые родоплеменные интересы разобщились.
Жрецы завели свой особенный язык с небывало сложной поэтикой на основе громоздких метрических схем в одиннадцать, двенадцать, а то и шестнадцать слогов, сочиняли и переиначивали мифы, усложняли и мистифицировали ритуалистику. Раньше все общинники получали равные доли обрядовой трапезы вокруг большого костра и одинаково улавливали смысл обеспечивших такое благо заклинаний. Однако с прошествием веков они попали в зависимость от искусства жрецов. Почти тотчас же подобная участь постигла и богов.
Искусно ублажая всех богов подношениями и гимнами, жрецы быстро дошли до претензии на повелевание ими и всеми стихиями космоса. От правильного в техническом отношении хода ясны стали зависеть миропроцессы. "Яджнья есть условие становления всего существующего", - гласит знаменитое изречение Ригведы (1.164. 35). При Ахеменидах ясну правили тайно, причем магическое предназначение обряда вполне осознавалось. Как сообщали древнегреческие авторы IV века до н. э., маги похвалялись зависимостью мировых процессов от их песнопений (известие дошло в выписках Диогена Лаэртского).
Что касается конца мира и будущего суда, то зороастризм не ставил предела воображению. Люди начали думать, что при последнем суде "мост возмездия" сделается острым мечом, который будет становиться вверх острием для злых. На доброго человека подует из дверей рая ветром благовоний, а на злого из ада - зловонным воздухом. Люди, у которых добрые и злые дела окажутся на весах в состоянии баланса, пойдут в Хаместан, являющийся промежуточным местом между землей и звездами. Добрые и злые будут двигаться после суда в разных направлениях: праведные - наверх, на небо, в рай, злые - вниз, под землю, в ад.
Зороастрийцы разработали теорию, согласно которой вся хронология мира состоит из трех периодов времени, каждый из которых составляет 3000 лет (всего 9000 лет). Основатель вероучения Зороастр явился в начале последнего периода. Потом после каждой тысячи лет этого периода будут являться спасители. Их имена: Аушетар, Аушетармах и Сошьян. Они будут сыновьями Зороастра, потому что его семя чудесным образом хранится в одном из озер Персии. После каждой тысячи лет в озере искупаются чистые девы, которые и родят спасителей.
С приходом в мир последнего спасителя Сошьяна Ахурамазда начнет свой Фрашкард - последнюю, окончательную битву со злом, в которой оно будет полностью истреблено. Совершится воскресение всех мертвых, а за ним свершится суд - испытание расплавленным металлом, которое окажется страшно болезненным для злых и очень приятным для добрых. Огонь металла очистит всех злых людей. Злой Ахриман и его ангелы будут брошены в огонь и совсем сгорят. После этого все люди, даже бывшие злыми, постигнут блаженство на новом небе и новой земле.
Происхождение зла всегда было трудноразрешимой проблемой как для верующих, так и для неверующих. И учение Зороастра тоже не решило ее. Но поставив вопрос о выборе добрых или злых поступков самим человеком, пророк обратил наше внимание на главное - будущее и будет таким, каким его сделают люди. Конечно, в религиозном учении речь идет больше о будущем души, но все-таки поступки творит человек в его земной жизни. В этом-то и состоит основной момент выбора.
Маркуз Нобель, потомок Альфреда Нобеля, спрашивает:
Как вы поступите, если есть деятельность, предлагающая космическое блаженство чистой божественной любви и не спрашивающая ничего взамен?
Как вы поступите, если люди уже прошли эволюцию низких форм жизни и мы участвуем в эволюции к более высокому состоянию сознания, развитию нашего мозга и центральной нервной системы?
Как вы поступите, если выживание самого человечества и выживание нашей различной и столь прекрасной природы зависит только от эволюции человеческого сознания?
Как вы поступите, если вместо тысяч поколений, предназначенных для биологического развития по Дарвину, эволюция человеческого сознания могла бы произойти в течение одной жизни? Или за один день?
Отвечая на эти вопросы, поступайте в соответствии с ответами, тогда будущее не разочарует вас.
Галина Железняк, Андрей Козка.