Архетипичность женских возрастных периодов или символизм Луны в жизни женщины.
Тема о различных возрастных периодах в жизни женщины уже рассматривалась в статье «Инициации "перехода" как условие предупреждения возрастных кризисов в жизни женщины». Эти же периоды зрелости женщины можно проследить, отметив отличия в описании образов богинь. Единые архетипические черты можно проследить в описании юных, зрелых или старых женщин. Более подробно раскрыть различные аспекты возрастных процессов можно, проследив связь возраста женщины с отдельными фазами Лунного цикла.
Вопрос об архетипичности процессов стоящих за возрастными периодами женщины и является темой данной статьи.
В любых духовных традициях мира существуют знания об универсальных, практически неизменных архетипических законах, проявляющихся постоянно в человеке, обеспечивая его существование и жизнь в течение тысяч лет. Еще в трудах Св. Августина было отмечено "Прообразы — это некие вмещающиеся в Божественный разум формы, или устойчивые и неизменные причины вещей, сами по себе не сформированные и, таким образом, продолжающие существовать вечно и неизменно. Сами они бессмертны, но, как утверждают, все то, что способно рождаться и умирать, все, что рождается и умирает, формируется по их образцу. Утверждается также, что душа не способна их созерцать; но их можно осмыслить" [2]
К таким прообразам или архетипическим единицам, определяющим этапы формирования, взросления и развития можно отнести естественные возрастные периоды жизни женщины. Они связанны как с физиологическими особенностями развития женского организма, его возрастными переходами, с половой зрелостью, ее развитием и способностью (или ее отсутствием) воспроизводить потомство, так и изменениями в плане личностном. В некоторых традициях мира эти периоды связываются с различными фазами Луны в ее видимом движении по небосводу. Так, например, свойство Луны расти и увеличиваться, а затем убывать сходно с изменениями в женском теле во время менструального цикла и беременности. «Плодовитость живых существ подчинена Луне точно так же, как и плодоносность растений. Иногда связь между плодородием и Луной несколько усложняется ввиду появления новых религиозных «форм», таких, например, как Мать-Земля, аграрные божества и т. п. Но, сколько бы религиозных феноменов ни входило в состав этих новых «форм», в них по-прежнему заметен лунный атрибут — высший престиж плодородия, периодического рождения, неисчерпаемости жизни»
Любая фаза Луны – и растущая, и убывающая, полнолуние и новолуние – все это различные проявления одной и той же Луны. «Подобным же образом представители древних народов воспринимали Богиню, как единую и в то же время тройственную сущность. Люди видели схожие циклы в одних и тех же сменах фаз Луны, в смене времен года и циклов плодородия, а так же процессов, происходящих в женском теле»
Если жизненный путь женщины в соответствии с ее физиологическими особенностями, зрелостью и развитием, как женщины, можно разделить на три части: Дева (Девушка) – Женщина (Мать) – Старуха (Мудрость), то этим частям соответствуют отдельные фазы Лунного цикла: Дева (Девушка) - растущая Луна, Женщина (Мать) - Полнолуние и Старуха (Мудрость) - убывающая Луна.
Применимо к фазам Лунного цикла можно следующим образом описать каждый из этих этапов.
Растущая Луна. Дева, девушка, этап юности.
Можно сказать, что это возрастной период полового созревания в жизни женщины, который начинается в момент появления первой менструации и условно заканчивается моментом ее первой половой связи с мужчиной. Представляет собой девичество, юность, жизненные силы, невинность и страсти молодой женственности, период ее становления и роста, начинающийся в момент полового созревания, связанного с наступлением менструации. С момента проявления менструации и до замужества над девушкой властвует архетип богини - Девы. Культ богини Девы впервые возник в Херсонесе Таврическом и существовал здесь на протяжении почти всего периода античности, исчезнув только с приходом христианства. Культ Девы отчетливо выражен и через античный миф об Артемиде-охотнице.
«Артемида (Диана у римлян) – богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она – меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны – с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы.
Дикие животные, входящие в свиту Артемиды, символизируют ее покровительство живой природе.
«…Как богиня-девственница, Артемида невосприимчива к любви. Она не подвергалась насилию, ее не похищали, как Деметру и Персефону. Артемида не знала супружеских уз. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию "Я сама могу о себе позаботиться" и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем именно. Типичный признак пробужденного архетипа богини-девственницы Артемиды – когда женщина настаивает на том, чтобы к ней обращались "мисс", тем самым подчеркивая свою независимость и отстраненность от мужчин.
Можно сказать, что культ Девы представляет собой неподчиненную и непокоренную природу девственности, «персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области» [3].
Полная Луна. Мать, женщина.
Возрастной этап в развитии женщины, который связан с ее плодородием, то есть способностью зачать, выносить ребенка и родить. Этот период в жизни женщины возникает в момент начала сексуальных отношений с мужчиной и, в большинстве случаев, связан со временем половой зрелости женщины (репродуктивный период). Характеризуется активностью всех функций организма связанных с деторождением. Это возраст максимального раскрытия женственности, ее развития через отношения с мужчиной, с ребенком, через развитие отношений в семье, с другими людьми. Это возможность реализации в себе материнского начала, способности давать жизнь другому человеку, а так же возможного расцвета женщины, как жены, любовницы, подруги, реализующей себя, во взаимных отношениях семьи.
В пантеоне египетских богов этот образ можно проследить в описании Исиды. В отличие от свободной и девственной Артемиды, образ египетской Исиды связан с супружеским служением и материнством. После трагической потери своего мужа Осириса, Исида рождает Гора. В Египте Исида почиталась, и как сестра и жена Осириса, сопровождающая своего супруга и помогающая ему, и как мать Гора (Хора). Так, во многих храмовых изображениях Египта, эта богиня предстает либо богиней-матерью, держащей на коленях юного сына Гора (храм Исиды на острове Филе), либо в паре с Осирисом. Апулей описывает ее так: "Прежде всего, густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее; самую макушку окружал венок из всевозможных пестрых цветов, а как раз посредине, надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или, скорее, верный признак богини Луны. Слева и справа круг завершали тянущиеся вверх змеи, а также хлебные колосья, извивающиеся, надо всем приподнимающиеся... многоцветная, из тонкого виссона, то белизной сверкающая, то, как шафран, золотисто-желтая, то пылающая, как алая роза».
В других традициях, например, в мифологии Греции, этот этап жизни женщины находит свое отражение в целом ряде богинь: Гера – жена Зевса; Деметра, богиня плодородия, Афина – богиня красоты и любви.
Особенности этого архетипичекого периода связаны с расцветом женственности, сексуальности, реализации себя в роли матери, жены, подруги, а так же в общественной деятельности (служения обществу). Именно в этом этапе существует наибольшее количество женских архетипических образов (богинь) и их персонификация в каждой женщине.
Убывающая Луна. Старуха, мудрая женщина.
Период пожилого возраста и старости условно можно привязать к моменту наступления климакса и физиологической перестройки в жизни женщины, связанной с угасанием ее детородной функции. Старуха - это женщина, которая по мере взросления освобождается от желания (и возможности) воспроизводства потомства.
Приближение старости всегда тревожило людей, многие женщины испытывают страх перед менопаузой, физиологическими и психологическими изменениями, наступающими в это время. Само звучание слова «старая» часто является синонимом немощная, больная, ненужная. После наступления менопаузы (примерно после 45- 50 лет) в патриархальном обществе для женщины старение психологически связано с периодом угасания, не востребованностью в привычных ролях (в том числе материнской), отсутствием будущего, и с приближением смерти.
Убывающая, ущербная Луна – это сложный период в жизни, когда женщина, переживая возрастные изменения, стареет, а часто и деградирует. В то же время, используя прошлый жизненный опыт и знания, она может реализовать свою мудрость, наполнив свою жизнь новым, более глубоким смыслом, углубляя процесс индивидуации и совершенствуя себя на пути, который радует ее душу. Этот период является возможностью трансформации в мудрую женщину, которая в результате своей жизни превращается не в немощную, больную и раздраженную старуху, а в воплощение женской любви, милосердия и сострадания, помощи другим. В период своего созревания, а потом женского расцвета и зрелости, в большинстве случаев, женщина реализует такие задачи, как - выжить, научиться жить в социуме, создать семью, вырастить детей. А в период старости (убывающей Луны) женщина начинает задумываться над более экзистенциальными вопросами, более близкими ее духу, ее самости; и реализовывать себя в этом.
Божественными прообразами этого периода могут служить: бодхисатва Гуань Инь, она же богиня милосердия в китайской и японской мифологии, помогающая людям в их жизни, богиня Кваным в Корее, Исида в египетской традиции, Гестия - богиня очага и храма в греческой мифологии. В архетипическом образе можно отметить такие качества, общие для всех, как зрелость, мудрость, сострадание и сочувствие.
Новолуние.
Убывающая Луна завершает свой путь и исчезает в период темной Луны. Новолуние является окончанием Лунного цикла, временем, когда диск убывающей Луны, уменьшаясь, пропадает для наблюдателя, становясь невидимым в солнечных лучах и, только через три темных дня, вновь проявляется на небосклоне в виде тоненького серпа новой растущей Луны.
Новолуние, темная Луна - так называется эта фаза Лунного цикла. Она завершает ежемесячный переход – превращение Луны, ее исчезновением, так же как смерть является окончанием Земного пути женщины.
Не случайно эти темные дни именуются днями Гекаты. В античных мифах Геката является богиней темной Луны, богиней мрака, перекрестков, ночных видений, магии и чародейств. В «Теогонии» Гесиода она - дочь титанидов Перса и Астерии (звездной) и не связана с олимпийским пантеоном богов. Она могущественна: была одарена Ураном великой силой и получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря. «Между бессмертных богов почтена она всяческой честью».
Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. В описаниях ее облик противоречив, с одной стороны, она покровительствует и помогает людям – в охоте, в разведении скота, в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, охраняет детей и молодых людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает воспитанию детей; к ее покровительству прибегают при родах, она дает путникам легкую дорогу и, в то же время, она же богиня подземелья, ночи, мрака, чародейства и ведьмовства. Геката часто изображается с тремя головами, иногда тремя телами. Она смотрит в трех направлениях, завершая и объединяя в себе все три части Лунного цикла, а так же прошлое, настоящее и будущее, обладая силой и могуществом, которое почитали даже олимпийские боги. Какую же возможность, какой женский потенциал может олицетворять Темная Луна?
Кроме триединства, отражаемого в ее изображениях, с тремя головами или тремя телами, противоречивый образ Гекаты нашего времени несет в себе магический потенциал женщины. Например, во многих преданиях богиня связана с магией, мистицизмом, искушениями, колдовством, тем, за что во времена инквизиции сжигали на кострах.
Возможно, в связи с этим ее образ стал постепенно восприниматься как демоническая фигура и до сих пор вызывает страх. В то же время, именно эта богиня, Геката, оказывает помощь людям, обладая состраданием к ним, помогает при родах, охраняет детей, молодых людей, путников. Ее образ бесконечно магичен и исполнен силы - трехликая, она способна видеть сразу три направления (прошлое, настоящее и будущее) и, как следствие, способна объединять их в целое, реализуя и соединяя в себе. Кроме того, темная Луна, в образе богини Гекаты, связывает два мира – живой и мертвый. Эта граница - объединение двух миров, помогает реализовать разноплановый потенциал женщины, проводя ее через темноту непроявленной потенциальности, бессознательного, женских страхов, того, что Юнг называл Тенью, трансформируя и возрождая в каком-то новом, более целостном качестве.
Если воспринять темную фазу Луны, новолуние, с точки зрения возможностей развития женской сущности, в которой рождается лик светлой, обновленной Луны, то образ Гекаты может служить символом женского мистицизма и источником глубинной мудрости, таинства ночи и сострадания, источником сновидений.
Бесконечность архаического женского потенциала, в котором нет разделения на разрушение и созидание; путешествие за порог страны сновидений и трансформация, приводящая к познанию женщиной различных сторон своего существа - и темной, и светлой; интеграция их в Самость – на это может указывать глубинный смысл новолуния. Путешествие к естественной смерти или возрождению через свою трансформацию и познание разных частей себя – вот возможности темной Луны.
К Новолунию можно отнести как маленькую девочку, которая еще не идентифицирует себя со своим или иным полом, неся в себе нереализованные, неразвитые возможности, так и магическую женщину, совершенствующую себя на своем пути, способную погрузиться в глубины непроявленного (темной Луны) для трансформации и обновления.
В темной Луне уже нет дуализма. В ней существует женская потенциальность, которая сопровождает как мистерии светлой Луны, так и земной путь любой женщины, объединяя две части (темную и светлую) в единое целое женского начала, в котором уже нет разрушающих энергий.
Это целостное состояние единого женского в его раскрытии отражено в описании Лунного плана (ганга) ведической игры Лилы. «При помощи медитации игрок попадает на лунный план. Здесь он приобретает понимание женского принципа. Он узнает, что как приливы человеческих эмоций во время полнолуния, так и морские приливы являются результатом влияния луны, чей магнетизм распространяется на всю планету. Хотя известно о связи между лунными циклами и сумасшествием, игроку, который попал на лунный план, нечего бояться. На этом уровне вся энергия едина, и женская энергия теряет свою разрушительную природу. Здесь она предстает в своем творческом конструктивном проявлении» [7].
Таким образом, архитипичность женских возрастных периодов, отражается, как в мифах о женских богинях, так и во взаимосвязи этих периодов с фазами Луны и находит свое проявление в динамическом процессе жизни женщины. Эта взаимная связь с Лунным циклом показывает глубинные процессы, которые переживает каждая женщина на протяжении своей жизни и позволяет войти во взаимодействие с трансперсональными аспектами психики.
Используемая литература:
1. Мирча Элиаде. «Трактат по истории религий», Изд-во Алетея, 1999,
2. Иоланд Якоби «Психологическое учение Юнга», Изд-во Практика, 1996
3. М.Е.Бондаренко. «Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике», труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов – 2003». История. – М., 2003
4. Дж. Ш. Болен. «Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь», М. София. 2007
5. Гуттман А., Джонсон К. «Прикладная мифологическая астрология: Личное планетарное исцеление (пер. с англ.)» Издательство: Диля, 2006,
6. Гесиод . «Теогония или о происхождении богов» mythology.ru
7. Хариш Джохари. «Лила. Игра самопознания», М. София, 2003
Тема о различных возрастных периодах в жизни женщины уже рассматривалась в статье «Инициации "перехода" как условие предупреждения возрастных кризисов в жизни женщины». Эти же периоды зрелости женщины можно проследить, отметив отличия в описании образов богинь. Единые архетипические черты можно проследить в описании юных, зрелых или старых женщин. Более подробно раскрыть различные аспекты возрастных процессов можно, проследив связь возраста женщины с отдельными фазами Лунного цикла.
Вопрос об архетипичности процессов стоящих за возрастными периодами женщины и является темой данной статьи.
В любых духовных традициях мира существуют знания об универсальных, практически неизменных архетипических законах, проявляющихся постоянно в человеке, обеспечивая его существование и жизнь в течение тысяч лет. Еще в трудах Св. Августина было отмечено "Прообразы — это некие вмещающиеся в Божественный разум формы, или устойчивые и неизменные причины вещей, сами по себе не сформированные и, таким образом, продолжающие существовать вечно и неизменно. Сами они бессмертны, но, как утверждают, все то, что способно рождаться и умирать, все, что рождается и умирает, формируется по их образцу. Утверждается также, что душа не способна их созерцать; но их можно осмыслить" [2]
К таким прообразам или архетипическим единицам, определяющим этапы формирования, взросления и развития можно отнести естественные возрастные периоды жизни женщины. Они связанны как с физиологическими особенностями развития женского организма, его возрастными переходами, с половой зрелостью, ее развитием и способностью (или ее отсутствием) воспроизводить потомство, так и изменениями в плане личностном. В некоторых традициях мира эти периоды связываются с различными фазами Луны в ее видимом движении по небосводу. Так, например, свойство Луны расти и увеличиваться, а затем убывать сходно с изменениями в женском теле во время менструального цикла и беременности. «Плодовитость живых существ подчинена Луне точно так же, как и плодоносность растений. Иногда связь между плодородием и Луной несколько усложняется ввиду появления новых религиозных «форм», таких, например, как Мать-Земля, аграрные божества и т. п. Но, сколько бы религиозных феноменов ни входило в состав этих новых «форм», в них по-прежнему заметен лунный атрибут — высший престиж плодородия, периодического рождения, неисчерпаемости жизни»
Любая фаза Луны – и растущая, и убывающая, полнолуние и новолуние – все это различные проявления одной и той же Луны. «Подобным же образом представители древних народов воспринимали Богиню, как единую и в то же время тройственную сущность. Люди видели схожие циклы в одних и тех же сменах фаз Луны, в смене времен года и циклов плодородия, а так же процессов, происходящих в женском теле»
Если жизненный путь женщины в соответствии с ее физиологическими особенностями, зрелостью и развитием, как женщины, можно разделить на три части: Дева (Девушка) – Женщина (Мать) – Старуха (Мудрость), то этим частям соответствуют отдельные фазы Лунного цикла: Дева (Девушка) - растущая Луна, Женщина (Мать) - Полнолуние и Старуха (Мудрость) - убывающая Луна.
Применимо к фазам Лунного цикла можно следующим образом описать каждый из этих этапов.
Растущая Луна. Дева, девушка, этап юности.
Можно сказать, что это возрастной период полового созревания в жизни женщины, который начинается в момент появления первой менструации и условно заканчивается моментом ее первой половой связи с мужчиной. Представляет собой девичество, юность, жизненные силы, невинность и страсти молодой женственности, период ее становления и роста, начинающийся в момент полового созревания, связанного с наступлением менструации. С момента проявления менструации и до замужества над девушкой властвует архетип богини - Девы. Культ богини Девы впервые возник в Херсонесе Таврическом и существовал здесь на протяжении почти всего периода античности, исчезнув только с приходом христианства. Культ Девы отчетливо выражен и через античный миф об Артемиде-охотнице.
«Артемида (Диана у римлян) – богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она – меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны – с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы.
Дикие животные, входящие в свиту Артемиды, символизируют ее покровительство живой природе.
«…Как богиня-девственница, Артемида невосприимчива к любви. Она не подвергалась насилию, ее не похищали, как Деметру и Персефону. Артемида не знала супружеских уз. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию "Я сама могу о себе позаботиться" и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем именно. Типичный признак пробужденного архетипа богини-девственницы Артемиды – когда женщина настаивает на том, чтобы к ней обращались "мисс", тем самым подчеркивая свою независимость и отстраненность от мужчин.
Можно сказать, что культ Девы представляет собой неподчиненную и непокоренную природу девственности, «персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области» [3].
Полная Луна. Мать, женщина.
Возрастной этап в развитии женщины, который связан с ее плодородием, то есть способностью зачать, выносить ребенка и родить. Этот период в жизни женщины возникает в момент начала сексуальных отношений с мужчиной и, в большинстве случаев, связан со временем половой зрелости женщины (репродуктивный период). Характеризуется активностью всех функций организма связанных с деторождением. Это возраст максимального раскрытия женственности, ее развития через отношения с мужчиной, с ребенком, через развитие отношений в семье, с другими людьми. Это возможность реализации в себе материнского начала, способности давать жизнь другому человеку, а так же возможного расцвета женщины, как жены, любовницы, подруги, реализующей себя, во взаимных отношениях семьи.
В пантеоне египетских богов этот образ можно проследить в описании Исиды. В отличие от свободной и девственной Артемиды, образ египетской Исиды связан с супружеским служением и материнством. После трагической потери своего мужа Осириса, Исида рождает Гора. В Египте Исида почиталась, и как сестра и жена Осириса, сопровождающая своего супруга и помогающая ему, и как мать Гора (Хора). Так, во многих храмовых изображениях Египта, эта богиня предстает либо богиней-матерью, держащей на коленях юного сына Гора (храм Исиды на острове Филе), либо в паре с Осирисом. Апулей описывает ее так: "Прежде всего, густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее; самую макушку окружал венок из всевозможных пестрых цветов, а как раз посредине, надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или, скорее, верный признак богини Луны. Слева и справа круг завершали тянущиеся вверх змеи, а также хлебные колосья, извивающиеся, надо всем приподнимающиеся... многоцветная, из тонкого виссона, то белизной сверкающая, то, как шафран, золотисто-желтая, то пылающая, как алая роза».
В других традициях, например, в мифологии Греции, этот этап жизни женщины находит свое отражение в целом ряде богинь: Гера – жена Зевса; Деметра, богиня плодородия, Афина – богиня красоты и любви.
Особенности этого архетипичекого периода связаны с расцветом женственности, сексуальности, реализации себя в роли матери, жены, подруги, а так же в общественной деятельности (служения обществу). Именно в этом этапе существует наибольшее количество женских архетипических образов (богинь) и их персонификация в каждой женщине.
Убывающая Луна. Старуха, мудрая женщина.
Период пожилого возраста и старости условно можно привязать к моменту наступления климакса и физиологической перестройки в жизни женщины, связанной с угасанием ее детородной функции. Старуха - это женщина, которая по мере взросления освобождается от желания (и возможности) воспроизводства потомства.
Приближение старости всегда тревожило людей, многие женщины испытывают страх перед менопаузой, физиологическими и психологическими изменениями, наступающими в это время. Само звучание слова «старая» часто является синонимом немощная, больная, ненужная. После наступления менопаузы (примерно после 45- 50 лет) в патриархальном обществе для женщины старение психологически связано с периодом угасания, не востребованностью в привычных ролях (в том числе материнской), отсутствием будущего, и с приближением смерти.
Убывающая, ущербная Луна – это сложный период в жизни, когда женщина, переживая возрастные изменения, стареет, а часто и деградирует. В то же время, используя прошлый жизненный опыт и знания, она может реализовать свою мудрость, наполнив свою жизнь новым, более глубоким смыслом, углубляя процесс индивидуации и совершенствуя себя на пути, который радует ее душу. Этот период является возможностью трансформации в мудрую женщину, которая в результате своей жизни превращается не в немощную, больную и раздраженную старуху, а в воплощение женской любви, милосердия и сострадания, помощи другим. В период своего созревания, а потом женского расцвета и зрелости, в большинстве случаев, женщина реализует такие задачи, как - выжить, научиться жить в социуме, создать семью, вырастить детей. А в период старости (убывающей Луны) женщина начинает задумываться над более экзистенциальными вопросами, более близкими ее духу, ее самости; и реализовывать себя в этом.
Божественными прообразами этого периода могут служить: бодхисатва Гуань Инь, она же богиня милосердия в китайской и японской мифологии, помогающая людям в их жизни, богиня Кваным в Корее, Исида в египетской традиции, Гестия - богиня очага и храма в греческой мифологии. В архетипическом образе можно отметить такие качества, общие для всех, как зрелость, мудрость, сострадание и сочувствие.
Новолуние.
Убывающая Луна завершает свой путь и исчезает в период темной Луны. Новолуние является окончанием Лунного цикла, временем, когда диск убывающей Луны, уменьшаясь, пропадает для наблюдателя, становясь невидимым в солнечных лучах и, только через три темных дня, вновь проявляется на небосклоне в виде тоненького серпа новой растущей Луны.
Новолуние, темная Луна - так называется эта фаза Лунного цикла. Она завершает ежемесячный переход – превращение Луны, ее исчезновением, так же как смерть является окончанием Земного пути женщины.
Не случайно эти темные дни именуются днями Гекаты. В античных мифах Геката является богиней темной Луны, богиней мрака, перекрестков, ночных видений, магии и чародейств. В «Теогонии» Гесиода она - дочь титанидов Перса и Астерии (звездной) и не связана с олимпийским пантеоном богов. Она могущественна: была одарена Ураном великой силой и получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря. «Между бессмертных богов почтена она всяческой честью».
Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. В описаниях ее облик противоречив, с одной стороны, она покровительствует и помогает людям – в охоте, в разведении скота, в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, охраняет детей и молодых людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает воспитанию детей; к ее покровительству прибегают при родах, она дает путникам легкую дорогу и, в то же время, она же богиня подземелья, ночи, мрака, чародейства и ведьмовства. Геката часто изображается с тремя головами, иногда тремя телами. Она смотрит в трех направлениях, завершая и объединяя в себе все три части Лунного цикла, а так же прошлое, настоящее и будущее, обладая силой и могуществом, которое почитали даже олимпийские боги. Какую же возможность, какой женский потенциал может олицетворять Темная Луна?
Кроме триединства, отражаемого в ее изображениях, с тремя головами или тремя телами, противоречивый образ Гекаты нашего времени несет в себе магический потенциал женщины. Например, во многих преданиях богиня связана с магией, мистицизмом, искушениями, колдовством, тем, за что во времена инквизиции сжигали на кострах.
Возможно, в связи с этим ее образ стал постепенно восприниматься как демоническая фигура и до сих пор вызывает страх. В то же время, именно эта богиня, Геката, оказывает помощь людям, обладая состраданием к ним, помогает при родах, охраняет детей, молодых людей, путников. Ее образ бесконечно магичен и исполнен силы - трехликая, она способна видеть сразу три направления (прошлое, настоящее и будущее) и, как следствие, способна объединять их в целое, реализуя и соединяя в себе. Кроме того, темная Луна, в образе богини Гекаты, связывает два мира – живой и мертвый. Эта граница - объединение двух миров, помогает реализовать разноплановый потенциал женщины, проводя ее через темноту непроявленной потенциальности, бессознательного, женских страхов, того, что Юнг называл Тенью, трансформируя и возрождая в каком-то новом, более целостном качестве.
Если воспринять темную фазу Луны, новолуние, с точки зрения возможностей развития женской сущности, в которой рождается лик светлой, обновленной Луны, то образ Гекаты может служить символом женского мистицизма и источником глубинной мудрости, таинства ночи и сострадания, источником сновидений.
Бесконечность архаического женского потенциала, в котором нет разделения на разрушение и созидание; путешествие за порог страны сновидений и трансформация, приводящая к познанию женщиной различных сторон своего существа - и темной, и светлой; интеграция их в Самость – на это может указывать глубинный смысл новолуния. Путешествие к естественной смерти или возрождению через свою трансформацию и познание разных частей себя – вот возможности темной Луны.
К Новолунию можно отнести как маленькую девочку, которая еще не идентифицирует себя со своим или иным полом, неся в себе нереализованные, неразвитые возможности, так и магическую женщину, совершенствующую себя на своем пути, способную погрузиться в глубины непроявленного (темной Луны) для трансформации и обновления.
В темной Луне уже нет дуализма. В ней существует женская потенциальность, которая сопровождает как мистерии светлой Луны, так и земной путь любой женщины, объединяя две части (темную и светлую) в единое целое женского начала, в котором уже нет разрушающих энергий.
Это целостное состояние единого женского в его раскрытии отражено в описании Лунного плана (ганга) ведической игры Лилы. «При помощи медитации игрок попадает на лунный план. Здесь он приобретает понимание женского принципа. Он узнает, что как приливы человеческих эмоций во время полнолуния, так и морские приливы являются результатом влияния луны, чей магнетизм распространяется на всю планету. Хотя известно о связи между лунными циклами и сумасшествием, игроку, который попал на лунный план, нечего бояться. На этом уровне вся энергия едина, и женская энергия теряет свою разрушительную природу. Здесь она предстает в своем творческом конструктивном проявлении» [7].
Таким образом, архитипичность женских возрастных периодов, отражается, как в мифах о женских богинях, так и во взаимосвязи этих периодов с фазами Луны и находит свое проявление в динамическом процессе жизни женщины. Эта взаимная связь с Лунным циклом показывает глубинные процессы, которые переживает каждая женщина на протяжении своей жизни и позволяет войти во взаимодействие с трансперсональными аспектами психики.
Используемая литература:
1. Мирча Элиаде. «Трактат по истории религий», Изд-во Алетея, 1999,
2. Иоланд Якоби «Психологическое учение Юнга», Изд-во Практика, 1996
3. М.Е.Бондаренко. «Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике», труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов – 2003». История. – М., 2003
4. Дж. Ш. Болен. «Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь», М. София. 2007
5. Гуттман А., Джонсон К. «Прикладная мифологическая астрология: Личное планетарное исцеление (пер. с англ.)» Издательство: Диля, 2006,
6. Гесиод . «Теогония или о происхождении богов» mythology.ru
7. Хариш Джохари. «Лила. Игра самопознания», М. София, 2003