Дух в "стране духов" после смерти .
Когда на своем пути между двумя воплощениями человеческий дух прошел через «мир душ», то он вступает в страну духов, чтобы пребывать там, пока он не созреет для нового телесного бытия. Смысл этого пребывания в «стране духов» становится понятен лишь тогда, когда мы сумеем правильно истолковать задачу жизненного паломничества человека через его воплощения. Пока человек воплощен в физическом теле, он действует и творит в физическом мире. И он действует и творит в нем, как духовное существо. То, что измыслит и разовьет его дух, он запечатлевает в физические формы, в телесные вещества и силы. Таким образом, как вестник духовного мира, он должен воплотить дух в телесном мире. Лишь благодаря тому, что он воплощается, может человек действовать в телесном мире. Он должен принять свое физическое тело, как орудие, для того, чтобы через телесное воздействовать на телесное и чтобы это последнее могло действовать на него. Но то, что действует через эту физическую телесность человека, это есть дух. От него исходят намерения, направления деятельности в физическом мире. Но пока дух действует в физическом теле, он не может жить как дух в своем истинном образе. Он может лишь как бы просвечивать сквозь покрывало физического бытия. Дело в том, что человеческая жизнь мысли в действительности принадлежит духовному миру, и поскольку эта жизнь проявляется в физическом существовании, ее истинный облик пребывает сокрытым. Можно сказать также, что жизнь мысли физического человека есть лишь тень, отблеск истинного духовного существа, к которому она принадлежит. Таким образом, в течение физической жизни дух вступает во взаимодействие с земным, телесным миром благодаря орудию физического тела. Но, хотя задача человеческого духа, пока он идет от воплощения к воплощению, именно и состоит в этом воздействии на физический, телесный мир, все же он никогда не мог бы исполнить достойным образом эту задачу, если бы он жил лишь в телесном бытие. Ибо намерения и цели земной задачи не строятся и не получаются во время земного воплощения, так же точно, как не сооружается план дома на самом месте постройки, где работают рабочие. Подобно тому, как этот план вырабатывается в кабинете архитектора, так же точно и цели, и намерения земного творчества создаются в «стране духов».
Дух человека должен между двумя воплощениями постоянно вновь обитать в этой стране для того, чтобы, вооружившись тем, что он оттуда приносит, снова иметь возможность приступить к работе в физической жизни. Подобно тому, как в своем рабочем кабинете архитектор без кирпича и извести изготовляет план дома, согласно строительным и иным законам, так и строитель человеческого творчества, дух, или высшее «Я», должен в «стране духов» развить способности и цели сообразно законам этой страны, чтобы потом перевести их в земной мир. Лишь когда человеческий дух все вновь и вновь пребывает в своей собственной области, он становится в состоянии переносить дух также и в земной мир, при помощи физически — телесных орудий.
На физическом поприще человек научается познавать свойства и силы физического мира. Он собирает там, во время деятельности, сведения о том, какие требования предъявляет физический мир к тому, кто хочет действовать в нем. Он научается там познавать свойства материи, в которой он хочет воплотить свои мысли и идеи. Самые мысли и идеи он не может извлечь из материи. Таким образом, земной мир является одновременно полем деятельности и учения. Затем изученное преобразуется в стране «духов» в живую способность духа. Чтобы лучше разъяснить нашу мысль, можно вышеуказанное сравнение продолжить еще дальше. Архитектор вырабатывает план дома. Он выполняется. При этом архитектор получает сумму разнообразнейшего опыта. Весь этот опыт увеличивает его способности. Когда он примется разрабатывать следующий план, весь этот опыт вольется в него. И по сравнению с предыдущим, этот последующий план окажется обогащенным всем тем, чему научил первый. То же самое происходит и при следующих одна за другою человеческих жизнях. В промежутках между воплощениями дух обитает в своем собственном царстве. Он может всецело отдаться требованиям жизни духа, освобожденный от физической телесности он работает над собой во всех направлениях, и в этом своем строительстве он внедряет в себя плоды опытов своих прежних жизней. Таким образом, его взор всегда устремлен на поприще его земных задач, так постоянно работает он над тем, чтобы сделать землю, место поприща его теперешней деятельности, все совершеннее и совершеннее. Он работает над собой, чтобы при каждом воплощении он мог все совершеннее нести свое служение в земной жизни. Но это, конечно, лишь общая картина последовательных человеческих жизней. И действительность никогда вполне не совпадаете этой картиной, а будет всегда лишь более или менее согласоваться с ней. Иногда обстоятельства могут сложиться так, что последующая жизнь человека будет гораздо более несовершенна, чем предыдущая. Но в общем такие несоответствия и неправильности опять сглаживаются естественным образом, в течение последовательно сменяющих воплощений.
Образование духа в «стране духов» происходит благодаря тому, что человек постепенно вживается в различные области этой страны. Его собственная жизнь в постепенной последовательности растворяется в этих областях, он воспринимает на время их свойства. Тем самым они проникают его существо своим существом для того чтобы первое, усиленное вторым, могло действовать в земном. В первой облети «страны духов» человек окружен духовными прообразами земных вещей. В течение земной жизни он ведь научается познавать лишь тени этих прообразов, которые постигаются им в его мыслях. То, что на земле лишь думается, то в этой области переживается. Человек странствует среди мыслей, но эти мысли суть реальные существа. То, что в течение земной жизни он воспринял своими чувствами, то теперь действует на него в своей мысле-форме. Но мысль является не как тень, скрывающаяся за вещами, она становится полной жизни реальностью, которая рождает вещи. Человек как бы находится в мастерской мысли, в которой образуются и формируются земные вещи. Ибо в «стране духов» все есть полная жизни деятельность и подвижность. Здесь за работой мир мыслей, как мир творящих и образующих живых существ. Видно, как создается то, что было пережито нами в земном бытии. Как в физическом теле, как действительность, мы переживаем чувственные вещи, так теперь, будучи духом, мы переживаем, как действительность, духовные образующие силы. Среди мысле-существ, которые находятся здесь, существует и мысль собственной физической телесности. Чувствуешь себя оторванным от нее. Как сопринадлежную себе ощущаешь одну духовную сущность. И когда, как бы в воспоминании, мы воспринимаем сброшенное тело уже более не как физическое, а как мысле-существо, тогда наглядно выступает его сопринадлежность внешнему миру. Его научаются рассматривать как нечто, принадлежащее к внешнему миру, как некий член этого внешнего мира.
Следовательно, своя телесность уже больше неотделима от остального внешнего мира, как нечто более близкое самому себе. Чувствуется единство во всем внешнем мире, включая в него собственные телесные воплощения. Здесь собственные воплощения сливаются воедино со всем остальным миром. Итак, здесь смотрят на прообразы физическо — телесной действительности, как на единство, к которому принадлежат сами. Благодаря этому, путем наблюдения постепенно научаются узнавать наше сродство, наше единство с окружающим миром. Научаются говорить ему: то, что распростерто здесь вокруг тебя, это был ты сам.
Но это одна из основных мыслей древнеиндийской мудрости Веданты. «Мудрый» уже в течение своей земной жизни усваивает то, что другие переживают после смерти, а именно понимание мысли, что он сам находится в сродстве со всеми вещами, мысли: «Это — ты». В земной жизни это идеал, к которому может стремиться жизнь мысли, в «стране духов» это есть непосредственный факт, становящийся для нас все яснее и яснее путем духовного опыта.
И сам человек в этой стране начинает все более и более сознавать, что своим действительным существом он принадлежит к миру духов. Он воспринимает себя, как духа среди духов, как одного из членов Перво-духа, и сам чувствует в себе Слово Перво-духа: «Я есмь Перво-дух». (Мудрость Веданты говорит: «Я есмь Брахман», т. е. я принадлежу, как член, к тому Перво-существу, из которого исходят все существа.)
Видит: то, что в земной жизни воспринимается как туманная мысль, и куда устремляется всякая мудрость, то в «стране духов» переживается непосредственно. Да и думаем мы о нем в течение земной жизни именно потому, что оно является фактом в духовном бытии.
Таким образом, во время своего духовного бытия человек как бы извне, с более высокой точки зрения, видит отношения и факты, среди которых он стоит в течение своей земной жизни. И в самой нижней области «страны духов» так и живет он по отношению к земным соотношениям, которые непосредственно связаны с физической телесной действительностью.
На земле человек рождается в известной семье, в известном народе, он живет в известной стране. Всеми этими соотношениями определяется его земное бытие. Он находит себе того или иного друга потому, что так складываются обстоятельства в физическом мире. Он занимается теми или иными делами. Все это определяет его земные жизненные отношения. И все это, в течение его жизни в первой области «страны духов» выступает ему навстречу, как живое мысле-существо. Он, в некотором роде, вновь переживает все это. Но он переживает все это с деятельно-духовной стороны. Любовь к семье, которую он проявлял, дружба, которую он выказывал, оживают в нем изнутри, и его качества усиливаются в этом направлении. Крепнет то, что действует в человеческом духе как сила семейной, дружеской любви. Оттого позднее он, в этом отношении, вступает в земное существование более совершенным человеком.
В известной степени — это повседневные отношения земной жизни, подобно плодам зреющие в этой самой нижней области «страны духов». И те люди, чьи интересы целиком погружены в эти повседневные отношения, будут самую долгую часть своей духовной жизни в промежуток между двумя воплощениями чувствовать свое сродство с этой областью. Людей, с которыми жил в физическом мире, вновь обретают в духовном мире. Точно так же, как отпадает от души все то, что было ей свойственно благодаря физическому телу, так и связь, соединявшая в физической жизни душу с душой, освобождается от условий, имеющих значение и действие лишь в физическом мире. Но все то, чем душа была в физической жизни, продолжается и за смертью, в духовный мире. Естественно, что слова, созданные для физических соотношений, лишь неточно могут передавать то, что происходит в духовном мире. Но поскольку принимаешь это во внимание, можно признать вполне правильным, когда говорят: те души, которые в физическом мире принадлежали друг другу, вновь находят друг друга в духовном мире, дабы там соответствующим образом продолжать свою совместную жизнь.
Следующая область есть та, в которой всеобщая жизнь земного мира струится как мысле-существо, как бы, как текучий элемент «страны духов». Пока мир наблюдается в физическом воплощении, жизнь является привязанной к отдельным живым существам. В стране духов она освобождена от этого и протекает, подобно крови жизни, через всю страну. Она является там живым единством, разлитым во всем, и от этого в течение земной жизни человеку является лишь отблеск. И он выражается в каждой форме почитания, которое человек проявляет перед Цельностью, Единством и Гармонией мира. Религиозная жизнь людей проистекает от этого отблеска. Человеку становится ясно, что смысл бытия лежит не в преходящем, не в единичном. Он смотрит на это преходящее, как на «символ», как на отображение вечного, гармонического Единства. С благоговением и молитвой взирает он на это Единство. Ему приносит он в дар обряды религиозного культа.
В «стране духов» является не отблеск, но истинный облик, как живое мысле-существо. Здесь человек может действительно соединиться с тем Единством, которое он чтил на земле. В этой области выступают наружу плоды религиозной жизни и всего, что связано с ней. Человек научается теперь из духовного опыта познавать, что его отдельная судьба не должна быть оторванной от общности, к которой он принадлежит. Здесь образуется способность познавать себя как члена целого. Религиозные натуры и те, которые уже в жизни создали себе чистую, благородную мораль, будут в течение большей части своего духовного промежуточного состояния черпать силу из этой области. И они воплотятся вновь с повышением своих свойств в этом направлении.
Между тем как в первой области находишься вместе с душами, с которыми был связан в предыдущей физической жизни посредством самых близких связей физического мира, во второй области вступаешь в область всех тех, с которыми чувствовал себя единым в более широком смысле: благодаря общему почитанию, общему исповеданию и т. д. Надо заметить, что духовные переживания предшествовавших областей остаются в силе и в последующих. Так, человек не отрывается от созданных семьей, дружбой и т. д. связей, когда он вступает в жизнь второй области и последующих областей. А также области «страны духов» не лежат, как «отделения», одна вне другой, они взаимно проникают одна другую, и человек переживает себя в новой области не потому, что он в какой-либо форме внешне «вступил» в нее, но потому, что в самом себе он достиг внутренних способностей воспринимать то, в пределах чего он раньше был невоспринимающим.
Третья область «страны духов» содержит в себе прообразы душевного мира. Все, что живет в этом мире, является здесь как живое мысле-существо. Здесь находят прообразы вожделений, желаний, чувств и т. д. Но здесь, в мире духов, к душевному уже не примешивается ничего от себялюбия. Так же, как во второй областная жизнь, так в этой, третьей, области все желание, страсть, вся радость и печаль образуют одно единство. Страсть, желания других не отличаются от моей страсти, от моего желания. Ощущения и чувства всех существ составляют один общий мир, который заключает в себе и окружает собой все остальное так же, как наша физическая воздушная сфера окружает землю. Эта область — есть как бы атмосфера «страны духов».
Здесь приносит свои плоды все то, что человек сделал в земной жизни, в служении общности, в бескорыстной отдаче себя другим людям. Ибо благодаря этому служению, благодаря этому самопожертвованию, он жил в отблеске третьей области «страны духов». Великие благодетели человечества, натуры, полные самопожертвования, те, что совершают великие подвиги на общественном поприще, достигли своих свойств в этой области после того, как в течение предшествовавших воплощений они приобрели себе возможность особого сродства с этой областью.
Ясно, что три вышеописанные области «страны духов» стоят в известном соотношении к мирам, стоящим ниже их, к физическому и душевному миру. Ибо они содержат в себе прообразы, живые мысле-существа, которые в этих мирах получают телесное или душевное бытие. Только четвертая область уже является «чистой страной духов». Но и эта область такова еще не в полном смысле этого слова. Она отличается от трех нижних областей тем, что в них встречаются прообразы тех физических и душевных отношений, которые человек находит в физическом и душевном мирах до того, как сам он начинает работать в этих мирах. Обстоятельства повседневной жизни связаны с вещами и существами, которые человек находит в мире, преходящие вещи этого мира направляют его взоры к их вечной первооснове, и те его собратья по творению, которым человек посвящает свое бескорыстное чувство, явились в мир не через него. Но через него явились в мир создания искусств и наук, техники, государственности и т. д. Короче, все то, что он воплощает в мире как оригинальные творения своего духа. Без его содействия в мире не было бы физических отпечатков всего этого. В четвертой области «страны духов» и находятся прообразы этих чисто человеческих творений.
Что в течение своей земной жизни человек творит в области научных изобретений, художественных идей и образов, замыслов техники, — приносит свои плоды в этой четвертой области. Из этой области, поэтому черпают художники, ученые, великие изобретатели свои импульсы во время своего пребывания в «стране духов», и здесь возвышается их гений, чтобы в новом воплощении в более сильной степени содействовать дальнейшему развитию человеческой культуры.
Не следует представлять себе, что эта четвертая область «страны духов» имеет значение лишь для особо выдающихся людей. Она имеет значение для всех людей. Все то, что в физической жизни возвышает человека над сферой обыденной жизни желания и хотения имеет свой первоисточник в этой области. Если бы человек не проходил через нее в период между смертью и новым рождением, то в следующей жизни у него побыло бы выходящих за узкий круг личной жизни, интересов к общечеловеческому.
Выше было сказано, что, и эта область не может быть названа в полном смысле «чистой страной духов». Это происходит потому, что в духовном бытии людей играет роль также и состояние культурного развития, в котором они оставили землю. В «стране духов» они могут вкушать плоды лишь того, что они могли совершить по своим личным свойствам и сообразно степени развития народа, государства и т. д., в котором они родились.
Когда на своем пути между двумя воплощениями человеческий дух прошел через «мир душ», то он вступает в страну духов, чтобы пребывать там, пока он не созреет для нового телесного бытия. Смысл этого пребывания в «стране духов» становится понятен лишь тогда, когда мы сумеем правильно истолковать задачу жизненного паломничества человека через его воплощения. Пока человек воплощен в физическом теле, он действует и творит в физическом мире. И он действует и творит в нем, как духовное существо. То, что измыслит и разовьет его дух, он запечатлевает в физические формы, в телесные вещества и силы. Таким образом, как вестник духовного мира, он должен воплотить дух в телесном мире. Лишь благодаря тому, что он воплощается, может человек действовать в телесном мире. Он должен принять свое физическое тело, как орудие, для того, чтобы через телесное воздействовать на телесное и чтобы это последнее могло действовать на него. Но то, что действует через эту физическую телесность человека, это есть дух. От него исходят намерения, направления деятельности в физическом мире. Но пока дух действует в физическом теле, он не может жить как дух в своем истинном образе. Он может лишь как бы просвечивать сквозь покрывало физического бытия. Дело в том, что человеческая жизнь мысли в действительности принадлежит духовному миру, и поскольку эта жизнь проявляется в физическом существовании, ее истинный облик пребывает сокрытым. Можно сказать также, что жизнь мысли физического человека есть лишь тень, отблеск истинного духовного существа, к которому она принадлежит. Таким образом, в течение физической жизни дух вступает во взаимодействие с земным, телесным миром благодаря орудию физического тела. Но, хотя задача человеческого духа, пока он идет от воплощения к воплощению, именно и состоит в этом воздействии на физический, телесный мир, все же он никогда не мог бы исполнить достойным образом эту задачу, если бы он жил лишь в телесном бытие. Ибо намерения и цели земной задачи не строятся и не получаются во время земного воплощения, так же точно, как не сооружается план дома на самом месте постройки, где работают рабочие. Подобно тому, как этот план вырабатывается в кабинете архитектора, так же точно и цели, и намерения земного творчества создаются в «стране духов».
Дух человека должен между двумя воплощениями постоянно вновь обитать в этой стране для того, чтобы, вооружившись тем, что он оттуда приносит, снова иметь возможность приступить к работе в физической жизни. Подобно тому, как в своем рабочем кабинете архитектор без кирпича и извести изготовляет план дома, согласно строительным и иным законам, так и строитель человеческого творчества, дух, или высшее «Я», должен в «стране духов» развить способности и цели сообразно законам этой страны, чтобы потом перевести их в земной мир. Лишь когда человеческий дух все вновь и вновь пребывает в своей собственной области, он становится в состоянии переносить дух также и в земной мир, при помощи физически — телесных орудий.
На физическом поприще человек научается познавать свойства и силы физического мира. Он собирает там, во время деятельности, сведения о том, какие требования предъявляет физический мир к тому, кто хочет действовать в нем. Он научается там познавать свойства материи, в которой он хочет воплотить свои мысли и идеи. Самые мысли и идеи он не может извлечь из материи. Таким образом, земной мир является одновременно полем деятельности и учения. Затем изученное преобразуется в стране «духов» в живую способность духа. Чтобы лучше разъяснить нашу мысль, можно вышеуказанное сравнение продолжить еще дальше. Архитектор вырабатывает план дома. Он выполняется. При этом архитектор получает сумму разнообразнейшего опыта. Весь этот опыт увеличивает его способности. Когда он примется разрабатывать следующий план, весь этот опыт вольется в него. И по сравнению с предыдущим, этот последующий план окажется обогащенным всем тем, чему научил первый. То же самое происходит и при следующих одна за другою человеческих жизнях. В промежутках между воплощениями дух обитает в своем собственном царстве. Он может всецело отдаться требованиям жизни духа, освобожденный от физической телесности он работает над собой во всех направлениях, и в этом своем строительстве он внедряет в себя плоды опытов своих прежних жизней. Таким образом, его взор всегда устремлен на поприще его земных задач, так постоянно работает он над тем, чтобы сделать землю, место поприща его теперешней деятельности, все совершеннее и совершеннее. Он работает над собой, чтобы при каждом воплощении он мог все совершеннее нести свое служение в земной жизни. Но это, конечно, лишь общая картина последовательных человеческих жизней. И действительность никогда вполне не совпадаете этой картиной, а будет всегда лишь более или менее согласоваться с ней. Иногда обстоятельства могут сложиться так, что последующая жизнь человека будет гораздо более несовершенна, чем предыдущая. Но в общем такие несоответствия и неправильности опять сглаживаются естественным образом, в течение последовательно сменяющих воплощений.
Образование духа в «стране духов» происходит благодаря тому, что человек постепенно вживается в различные области этой страны. Его собственная жизнь в постепенной последовательности растворяется в этих областях, он воспринимает на время их свойства. Тем самым они проникают его существо своим существом для того чтобы первое, усиленное вторым, могло действовать в земном. В первой облети «страны духов» человек окружен духовными прообразами земных вещей. В течение земной жизни он ведь научается познавать лишь тени этих прообразов, которые постигаются им в его мыслях. То, что на земле лишь думается, то в этой области переживается. Человек странствует среди мыслей, но эти мысли суть реальные существа. То, что в течение земной жизни он воспринял своими чувствами, то теперь действует на него в своей мысле-форме. Но мысль является не как тень, скрывающаяся за вещами, она становится полной жизни реальностью, которая рождает вещи. Человек как бы находится в мастерской мысли, в которой образуются и формируются земные вещи. Ибо в «стране духов» все есть полная жизни деятельность и подвижность. Здесь за работой мир мыслей, как мир творящих и образующих живых существ. Видно, как создается то, что было пережито нами в земном бытии. Как в физическом теле, как действительность, мы переживаем чувственные вещи, так теперь, будучи духом, мы переживаем, как действительность, духовные образующие силы. Среди мысле-существ, которые находятся здесь, существует и мысль собственной физической телесности. Чувствуешь себя оторванным от нее. Как сопринадлежную себе ощущаешь одну духовную сущность. И когда, как бы в воспоминании, мы воспринимаем сброшенное тело уже более не как физическое, а как мысле-существо, тогда наглядно выступает его сопринадлежность внешнему миру. Его научаются рассматривать как нечто, принадлежащее к внешнему миру, как некий член этого внешнего мира.
Следовательно, своя телесность уже больше неотделима от остального внешнего мира, как нечто более близкое самому себе. Чувствуется единство во всем внешнем мире, включая в него собственные телесные воплощения. Здесь собственные воплощения сливаются воедино со всем остальным миром. Итак, здесь смотрят на прообразы физическо — телесной действительности, как на единство, к которому принадлежат сами. Благодаря этому, путем наблюдения постепенно научаются узнавать наше сродство, наше единство с окружающим миром. Научаются говорить ему: то, что распростерто здесь вокруг тебя, это был ты сам.
Но это одна из основных мыслей древнеиндийской мудрости Веданты. «Мудрый» уже в течение своей земной жизни усваивает то, что другие переживают после смерти, а именно понимание мысли, что он сам находится в сродстве со всеми вещами, мысли: «Это — ты». В земной жизни это идеал, к которому может стремиться жизнь мысли, в «стране духов» это есть непосредственный факт, становящийся для нас все яснее и яснее путем духовного опыта.
И сам человек в этой стране начинает все более и более сознавать, что своим действительным существом он принадлежит к миру духов. Он воспринимает себя, как духа среди духов, как одного из членов Перво-духа, и сам чувствует в себе Слово Перво-духа: «Я есмь Перво-дух». (Мудрость Веданты говорит: «Я есмь Брахман», т. е. я принадлежу, как член, к тому Перво-существу, из которого исходят все существа.)
Видит: то, что в земной жизни воспринимается как туманная мысль, и куда устремляется всякая мудрость, то в «стране духов» переживается непосредственно. Да и думаем мы о нем в течение земной жизни именно потому, что оно является фактом в духовном бытии.
Таким образом, во время своего духовного бытия человек как бы извне, с более высокой точки зрения, видит отношения и факты, среди которых он стоит в течение своей земной жизни. И в самой нижней области «страны духов» так и живет он по отношению к земным соотношениям, которые непосредственно связаны с физической телесной действительностью.
На земле человек рождается в известной семье, в известном народе, он живет в известной стране. Всеми этими соотношениями определяется его земное бытие. Он находит себе того или иного друга потому, что так складываются обстоятельства в физическом мире. Он занимается теми или иными делами. Все это определяет его земные жизненные отношения. И все это, в течение его жизни в первой области «страны духов» выступает ему навстречу, как живое мысле-существо. Он, в некотором роде, вновь переживает все это. Но он переживает все это с деятельно-духовной стороны. Любовь к семье, которую он проявлял, дружба, которую он выказывал, оживают в нем изнутри, и его качества усиливаются в этом направлении. Крепнет то, что действует в человеческом духе как сила семейной, дружеской любви. Оттого позднее он, в этом отношении, вступает в земное существование более совершенным человеком.
В известной степени — это повседневные отношения земной жизни, подобно плодам зреющие в этой самой нижней области «страны духов». И те люди, чьи интересы целиком погружены в эти повседневные отношения, будут самую долгую часть своей духовной жизни в промежуток между двумя воплощениями чувствовать свое сродство с этой областью. Людей, с которыми жил в физическом мире, вновь обретают в духовном мире. Точно так же, как отпадает от души все то, что было ей свойственно благодаря физическому телу, так и связь, соединявшая в физической жизни душу с душой, освобождается от условий, имеющих значение и действие лишь в физическом мире. Но все то, чем душа была в физической жизни, продолжается и за смертью, в духовный мире. Естественно, что слова, созданные для физических соотношений, лишь неточно могут передавать то, что происходит в духовном мире. Но поскольку принимаешь это во внимание, можно признать вполне правильным, когда говорят: те души, которые в физическом мире принадлежали друг другу, вновь находят друг друга в духовном мире, дабы там соответствующим образом продолжать свою совместную жизнь.
Следующая область есть та, в которой всеобщая жизнь земного мира струится как мысле-существо, как бы, как текучий элемент «страны духов». Пока мир наблюдается в физическом воплощении, жизнь является привязанной к отдельным живым существам. В стране духов она освобождена от этого и протекает, подобно крови жизни, через всю страну. Она является там живым единством, разлитым во всем, и от этого в течение земной жизни человеку является лишь отблеск. И он выражается в каждой форме почитания, которое человек проявляет перед Цельностью, Единством и Гармонией мира. Религиозная жизнь людей проистекает от этого отблеска. Человеку становится ясно, что смысл бытия лежит не в преходящем, не в единичном. Он смотрит на это преходящее, как на «символ», как на отображение вечного, гармонического Единства. С благоговением и молитвой взирает он на это Единство. Ему приносит он в дар обряды религиозного культа.
В «стране духов» является не отблеск, но истинный облик, как живое мысле-существо. Здесь человек может действительно соединиться с тем Единством, которое он чтил на земле. В этой области выступают наружу плоды религиозной жизни и всего, что связано с ней. Человек научается теперь из духовного опыта познавать, что его отдельная судьба не должна быть оторванной от общности, к которой он принадлежит. Здесь образуется способность познавать себя как члена целого. Религиозные натуры и те, которые уже в жизни создали себе чистую, благородную мораль, будут в течение большей части своего духовного промежуточного состояния черпать силу из этой области. И они воплотятся вновь с повышением своих свойств в этом направлении.
Между тем как в первой области находишься вместе с душами, с которыми был связан в предыдущей физической жизни посредством самых близких связей физического мира, во второй области вступаешь в область всех тех, с которыми чувствовал себя единым в более широком смысле: благодаря общему почитанию, общему исповеданию и т. д. Надо заметить, что духовные переживания предшествовавших областей остаются в силе и в последующих. Так, человек не отрывается от созданных семьей, дружбой и т. д. связей, когда он вступает в жизнь второй области и последующих областей. А также области «страны духов» не лежат, как «отделения», одна вне другой, они взаимно проникают одна другую, и человек переживает себя в новой области не потому, что он в какой-либо форме внешне «вступил» в нее, но потому, что в самом себе он достиг внутренних способностей воспринимать то, в пределах чего он раньше был невоспринимающим.
Третья область «страны духов» содержит в себе прообразы душевного мира. Все, что живет в этом мире, является здесь как живое мысле-существо. Здесь находят прообразы вожделений, желаний, чувств и т. д. Но здесь, в мире духов, к душевному уже не примешивается ничего от себялюбия. Так же, как во второй областная жизнь, так в этой, третьей, области все желание, страсть, вся радость и печаль образуют одно единство. Страсть, желания других не отличаются от моей страсти, от моего желания. Ощущения и чувства всех существ составляют один общий мир, который заключает в себе и окружает собой все остальное так же, как наша физическая воздушная сфера окружает землю. Эта область — есть как бы атмосфера «страны духов».
Здесь приносит свои плоды все то, что человек сделал в земной жизни, в служении общности, в бескорыстной отдаче себя другим людям. Ибо благодаря этому служению, благодаря этому самопожертвованию, он жил в отблеске третьей области «страны духов». Великие благодетели человечества, натуры, полные самопожертвования, те, что совершают великие подвиги на общественном поприще, достигли своих свойств в этой области после того, как в течение предшествовавших воплощений они приобрели себе возможность особого сродства с этой областью.
Ясно, что три вышеописанные области «страны духов» стоят в известном соотношении к мирам, стоящим ниже их, к физическому и душевному миру. Ибо они содержат в себе прообразы, живые мысле-существа, которые в этих мирах получают телесное или душевное бытие. Только четвертая область уже является «чистой страной духов». Но и эта область такова еще не в полном смысле этого слова. Она отличается от трех нижних областей тем, что в них встречаются прообразы тех физических и душевных отношений, которые человек находит в физическом и душевном мирах до того, как сам он начинает работать в этих мирах. Обстоятельства повседневной жизни связаны с вещами и существами, которые человек находит в мире, преходящие вещи этого мира направляют его взоры к их вечной первооснове, и те его собратья по творению, которым человек посвящает свое бескорыстное чувство, явились в мир не через него. Но через него явились в мир создания искусств и наук, техники, государственности и т. д. Короче, все то, что он воплощает в мире как оригинальные творения своего духа. Без его содействия в мире не было бы физических отпечатков всего этого. В четвертой области «страны духов» и находятся прообразы этих чисто человеческих творений.
Что в течение своей земной жизни человек творит в области научных изобретений, художественных идей и образов, замыслов техники, — приносит свои плоды в этой четвертой области. Из этой области, поэтому черпают художники, ученые, великие изобретатели свои импульсы во время своего пребывания в «стране духов», и здесь возвышается их гений, чтобы в новом воплощении в более сильной степени содействовать дальнейшему развитию человеческой культуры.
Не следует представлять себе, что эта четвертая область «страны духов» имеет значение лишь для особо выдающихся людей. Она имеет значение для всех людей. Все то, что в физической жизни возвышает человека над сферой обыденной жизни желания и хотения имеет свой первоисточник в этой области. Если бы человек не проходил через нее в период между смертью и новым рождением, то в следующей жизни у него побыло бы выходящих за узкий круг личной жизни, интересов к общечеловеческому.
Выше было сказано, что, и эта область не может быть названа в полном смысле «чистой страной духов». Это происходит потому, что в духовном бытии людей играет роль также и состояние культурного развития, в котором они оставили землю. В «стране духов» они могут вкушать плоды лишь того, что они могли совершить по своим личным свойствам и сообразно степени развития народа, государства и т. д., в котором они родились.