Культ воды у египтян.
Обожествление Нила проявлялось не только всеобщим поклонением, но и созданием многочисленных легенд и преданий, проведением ритуальных обрядов, отголоски которых сохранились и в настоящее время.
Можно сказать, что египтяне до сих пор придерживаются веры во всемогущество реки, хотя Асуанская плотина теперь препятствует разливам. Совершенно точно, что большинство населения Египта верит в «предания старины глубокой».
Обращения к Нилу, запечатленные в текстах гимнов, свидетельствуют о том, что египтяне высоко оценивали его роль в их жизни: «О, Нил! Твоя живительная влага, текущая на поля, подобна амбре, она вкусна, как мед», «Ты покрыл живущими всю землю, и благодаря тебе они благоденствуют», «Едва поднимаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится». Молитвы реке часто заканчивались просьбами типа: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч воды».
Вода у египтян была перенаселена разными духами, а главным ее божеством считался страшный Себек. Поклонение священной воде осуществляли с помощью ритуалов возлияний и очищений, которые были обязательны для храмовых жрецов, членов царского дома, самого фараона и, конечно, народа. Существовали также ритуалы, символизировавшие акт жертвоприношения и сохранившиеся до нашего времени.
На стенах погребальных камер пирамид, возведенных в период Древнего царства, начертаны древнейшие заклинания, содержавшие прямое указание на животворную силу воды: «Приди, вода! И да живут находящиеся на земле». Но она, по мнению египтян, нужна была не только живым, но и мертвым. Выполняя заупокойный ритуал для предоставления умершему вечной жизни, жрецы обращались к божеству: «Даруй умершему, чтобы он располагал твоей водой, чтобы он мог пить из потоков твоей воды подобно тому, как ты это сделал для того великого бога [имеется в виду Осирис], к которому приходил Нил, для которого появляется трава на пастбищах и растет папирус».
Современные феллахи (крестьяне) и в наше время бдительно следят за высотой уровня реки, для чего используют ниломеры – приспособления, которые были известны еще в эпоху Древнего царства. Они представляли собой строения-колодцы из квадратных камней одинаковой величины, установленные в определенных местах по руслу реки. За уровнем воды в Ниле наблюдали специально назначенные чиновники, которые вносили результаты показаний в царские летописи и отправляли их сановному лицу государства. До настоящего времени на стенах колодцев сохранились отметки уровня воды в реке. По данным ниломеров определяли объем паводковых вод. После начавшегося разлива реки египтяне с тревогой ожидали объявления показаний ниломера, с помощью которых можно было вычислить размеры будущего урожая и налогов. Данные сведения гонцы распространяли по всей стране. Высокий уровень паводковых вод по сравнению с нормой расценивался как предупреждение о грозящем наводнении. А низкий уровень свидетельствовал о наступлении засухи, голода и неисчислимых бедствий. Сейчас разливов на Ниле не бывает, но сохранившиеся ниломеры воспринимаются современными египтянами как объекты культовых поклонений и посещаются молодоженами.
Жители южной части Египта больше привержены древним обычаям, чем население северного, индустриального района страны. Для феллахов засохший ил являлся не только прекрасным удобрением, но и средством лечения, поскольку они часто страдали заболеваниями глаз. Они верили, что перемещение такого лекарства с левого берега Нила на правый, способствовало устранению проблемы. В этих краях река считалась самой короткой дорогой, связывавшей реальность и мир богов, поэтому обращение к божествам принимало иногда самые причудливые формы. Например, на спинку и брюшко пойманной в реке рыбы крестьяне наносили иероглифы, содержавшие пожелание или просьбу, и возвращали ее в воду. Предполагалось, что такой способ связи вызовет благосклонность богов.
По представлениям египтян, Нил оберегал их от кары разгневанных богов, сглаза и злых сил. Важно было защитить не столько себя, сколько детей, которые в момент рождения оставались беззащитными и уязвимыми. Даже сейчас в некоторых районах страны сразу после родов мать помещает детское место в глиняный сосуд, оборачивает его самым красивым куском льна и выбрасывает в реку. Нельзя сказать, что женщины хорошо понимают смысл своих действий, но ритуал воспроизводится весьма детально. Известен еще один праздник, который называют «Невеста Нила». Перед дамбой насыпают столб округлой формы из земли, который называется аруса («невеста»), и высеивают на нем просо и маис. Когда уровень реки поднимается, почва размывается, а вода устремляется на поля. В празднике принимают участие все слои общества и представители различных концессий. Скорее всего, он символизирует ритуал жертвоприношений Хапи (Нилу).
В Южном Египте и у коптов священным считается другой праздник – «Ночь слезы». В середине июня (точную дату вычисляют астрологи), в ночь накануне разлива Нила население собирается на берегу реки, чтобы узнать свою судьбу. Это действие связано с культом Исиды, которая, по поверьям, роняет животворную слезу в реку, отчего в Ниле резко повышается уровень воды. Местные жители оставляют на земле кусочки глины со знаками, обозначающими возраст, а наутро проверяют их целостность. По треснутым комочкам вычисляют продолжительность жизни.
Накануне Нового года в Египте проводят забор воды из разлившегося Нила. Считается, что такая вода обладает целительными свойствами. Данный ритуал имеет поразительное сходство с христианским обычаем уносить из церкви святую воду в день Крещения. Египетские копты (население страны, исповедующее христианство) проводят обряд крещения с троекратным погружением младенцев в купель.
Пронизывающий всю страну с юга на север Нил, вокруг которого сосредоточена жизнедеятельность государства, египтяне еще в древности называли Эль-Бахр, что означает «море». Возможно, это связано с тем, что разлившуюся в период паводка реку они действительно воспринимали как море.
Довольно часто практиковалась лекантомантия – гадание на воде. В большое блюдо наливали немного воды и наблюдали за образованием фигур на ее поверхности. Маг перед совершением обряда в течение 9 дней проводил процедуры очищения. До сих пор в Египте гадают с помощью волшебной чаши. Сосуд наполняют водой, приглашают мальчика не старше 12 лет, на голову ему помещают ленты с надписями, сверху прикрывают шапочкой и просят его пристально смотреть в чашу. Через некоторое время к ребенку обращаются с просьбой рассказать об увиденных в воде фигурах и их действиях.
Обожествление Нила проявлялось не только всеобщим поклонением, но и созданием многочисленных легенд и преданий, проведением ритуальных обрядов, отголоски которых сохранились и в настоящее время.
Можно сказать, что египтяне до сих пор придерживаются веры во всемогущество реки, хотя Асуанская плотина теперь препятствует разливам. Совершенно точно, что большинство населения Египта верит в «предания старины глубокой».
Обращения к Нилу, запечатленные в текстах гимнов, свидетельствуют о том, что египтяне высоко оценивали его роль в их жизни: «О, Нил! Твоя живительная влага, текущая на поля, подобна амбре, она вкусна, как мед», «Ты покрыл живущими всю землю, и благодаря тебе они благоденствуют», «Едва поднимаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится». Молитвы реке часто заканчивались просьбами типа: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч воды».
Вода у египтян была перенаселена разными духами, а главным ее божеством считался страшный Себек. Поклонение священной воде осуществляли с помощью ритуалов возлияний и очищений, которые были обязательны для храмовых жрецов, членов царского дома, самого фараона и, конечно, народа. Существовали также ритуалы, символизировавшие акт жертвоприношения и сохранившиеся до нашего времени.
На стенах погребальных камер пирамид, возведенных в период Древнего царства, начертаны древнейшие заклинания, содержавшие прямое указание на животворную силу воды: «Приди, вода! И да живут находящиеся на земле». Но она, по мнению египтян, нужна была не только живым, но и мертвым. Выполняя заупокойный ритуал для предоставления умершему вечной жизни, жрецы обращались к божеству: «Даруй умершему, чтобы он располагал твоей водой, чтобы он мог пить из потоков твоей воды подобно тому, как ты это сделал для того великого бога [имеется в виду Осирис], к которому приходил Нил, для которого появляется трава на пастбищах и растет папирус».
Современные феллахи (крестьяне) и в наше время бдительно следят за высотой уровня реки, для чего используют ниломеры – приспособления, которые были известны еще в эпоху Древнего царства. Они представляли собой строения-колодцы из квадратных камней одинаковой величины, установленные в определенных местах по руслу реки. За уровнем воды в Ниле наблюдали специально назначенные чиновники, которые вносили результаты показаний в царские летописи и отправляли их сановному лицу государства. До настоящего времени на стенах колодцев сохранились отметки уровня воды в реке. По данным ниломеров определяли объем паводковых вод. После начавшегося разлива реки египтяне с тревогой ожидали объявления показаний ниломера, с помощью которых можно было вычислить размеры будущего урожая и налогов. Данные сведения гонцы распространяли по всей стране. Высокий уровень паводковых вод по сравнению с нормой расценивался как предупреждение о грозящем наводнении. А низкий уровень свидетельствовал о наступлении засухи, голода и неисчислимых бедствий. Сейчас разливов на Ниле не бывает, но сохранившиеся ниломеры воспринимаются современными египтянами как объекты культовых поклонений и посещаются молодоженами.
Жители южной части Египта больше привержены древним обычаям, чем население северного, индустриального района страны. Для феллахов засохший ил являлся не только прекрасным удобрением, но и средством лечения, поскольку они часто страдали заболеваниями глаз. Они верили, что перемещение такого лекарства с левого берега Нила на правый, способствовало устранению проблемы. В этих краях река считалась самой короткой дорогой, связывавшей реальность и мир богов, поэтому обращение к божествам принимало иногда самые причудливые формы. Например, на спинку и брюшко пойманной в реке рыбы крестьяне наносили иероглифы, содержавшие пожелание или просьбу, и возвращали ее в воду. Предполагалось, что такой способ связи вызовет благосклонность богов.
По представлениям египтян, Нил оберегал их от кары разгневанных богов, сглаза и злых сил. Важно было защитить не столько себя, сколько детей, которые в момент рождения оставались беззащитными и уязвимыми. Даже сейчас в некоторых районах страны сразу после родов мать помещает детское место в глиняный сосуд, оборачивает его самым красивым куском льна и выбрасывает в реку. Нельзя сказать, что женщины хорошо понимают смысл своих действий, но ритуал воспроизводится весьма детально. Известен еще один праздник, который называют «Невеста Нила». Перед дамбой насыпают столб округлой формы из земли, который называется аруса («невеста»), и высеивают на нем просо и маис. Когда уровень реки поднимается, почва размывается, а вода устремляется на поля. В празднике принимают участие все слои общества и представители различных концессий. Скорее всего, он символизирует ритуал жертвоприношений Хапи (Нилу).
В Южном Египте и у коптов священным считается другой праздник – «Ночь слезы». В середине июня (точную дату вычисляют астрологи), в ночь накануне разлива Нила население собирается на берегу реки, чтобы узнать свою судьбу. Это действие связано с культом Исиды, которая, по поверьям, роняет животворную слезу в реку, отчего в Ниле резко повышается уровень воды. Местные жители оставляют на земле кусочки глины со знаками, обозначающими возраст, а наутро проверяют их целостность. По треснутым комочкам вычисляют продолжительность жизни.
Накануне Нового года в Египте проводят забор воды из разлившегося Нила. Считается, что такая вода обладает целительными свойствами. Данный ритуал имеет поразительное сходство с христианским обычаем уносить из церкви святую воду в день Крещения. Египетские копты (население страны, исповедующее христианство) проводят обряд крещения с троекратным погружением младенцев в купель.
Пронизывающий всю страну с юга на север Нил, вокруг которого сосредоточена жизнедеятельность государства, египтяне еще в древности называли Эль-Бахр, что означает «море». Возможно, это связано с тем, что разлившуюся в период паводка реку они действительно воспринимали как море.
Довольно часто практиковалась лекантомантия – гадание на воде. В большое блюдо наливали немного воды и наблюдали за образованием фигур на ее поверхности. Маг перед совершением обряда в течение 9 дней проводил процедуры очищения. До сих пор в Египте гадают с помощью волшебной чаши. Сосуд наполняют водой, приглашают мальчика не старше 12 лет, на голову ему помещают ленты с надписями, сверху прикрывают шапочкой и просят его пристально смотреть в чашу. Через некоторое время к ребенку обращаются с просьбой рассказать об увиденных в воде фигурах и их действиях.