Подготовка к медитации.
Духовный наставник почтенный Геше Келсанг Гьятцо считает, что медитация — это способ познакомить свой разум с добродетелью. Как и большинство его друзей-тибетцев, Геше Келсанг Гьятцо верит: чем лучше разум знаком с добродетелью, тем более спокойным и умиротворенным он становится. Таким образом, медитация — это не только основная практика того, что тибетцы называют «ламрим» («lamrim») или путь к просветлению, но также и единственный способ достичь чего-то, отдаленно напоминающего состояние постоянного счастья. Фундаментальное тибетское убеждение таково: поскольку счастье — это состояние разума, источник счастья должен заключаться в разуме, а не во внешних обстоятельствах. Для многих тибетцев медитация подразделяется на пять этапов: подготовка, созерцание, собственно медитация, посвящение и последующая практика. В основе подготовки лежат три принципа.
1. Очищение.
2. Накопление положительных качеств.
3. Поиск благословения.
Процесс очищения по своей сути внутренний и связан с доктриной кармы. Негативная карма накапливается в течение ряда жизней, и, если разум не очищен, она будет препятствовать пониманию и осознанию истин, ведущих к просветлению. Накопление положительных качеств — важный аспект всех тибетских духовных практик. Он призван укрепить разум, дабы в нем смогли укорениться идеи освобождения, когда они, наконец, начнут появляться1. Стремление получить благословение проистекает из твердого убеждения многих тибетцев в том, что активация духовных принципов в психике человека происходит с благословения, полученного от тех существ, которые находятся на более высоких уровнях святости, чем мы с вами. Благословение — это не пустая формальность. Данное должным образом благословение активизирует ваш потенциал добродетели, поддерживает ваше духовное понимание и осознание и помогает завершить процесс освобождения. В общем, оно оказывает на разум трансформирующее воздействие. Первый практический шаг в процессе подготовки к медитации заключается в том, чтобы выбрать место, которые вы планируете использовать для упражнений, и очистить его. Акт очищения оказывает как психологическое, так и физическое воздействие. Он помогает очистить и освежить разум и место. Кроме того, это первый шаг на пути создания священного места. Если вы планируете следовать традиционным формам тибетской медитации, то вам вскоре предстоит приглашать различных духовных существ посетить вашу непосредственную среду и даровать вам благословение. Чистое и аккуратное место для медитации является признаком уважения. Расширить понятие священного места и включить в него создание некого святилища или храма — в целом неплохой совет. Однако в нашем сегодняшнем обществе, живущем в духе политкорректности, такие действия могут лишь носить характер дополнительного и необязательного к исполнению пожелания, поскольку следует уважать чувства агностиков и атеистов, живущих среди нас. В случае же с тибетской медитацией, направленной на освобождение от самсары, по сути, нет никакой необходимости в таких дополнительных действиях. Данный процесс является религиозным, или, точнее, духовным, и всякая попытка представить его в ином свете приведет к ошибке. Для обычного тибетца храм естественно будет буддистским, со всеми соответствующими атрибутами тела Будды, его учений и разума. Но сам Далай-лама не раз подчеркивал, что существует множество различных духовных путей, и все они верны, поэтому в вашем собственном святилище могут быть атрибуты Иисуса или любой другой фигуры, представляющей для вас высший духовный идеал.
Духовный наставник почтенный Геше Келсанг Гьятцо считает, что медитация — это способ познакомить свой разум с добродетелью. Как и большинство его друзей-тибетцев, Геше Келсанг Гьятцо верит: чем лучше разум знаком с добродетелью, тем более спокойным и умиротворенным он становится. Таким образом, медитация — это не только основная практика того, что тибетцы называют «ламрим» («lamrim») или путь к просветлению, но также и единственный способ достичь чего-то, отдаленно напоминающего состояние постоянного счастья. Фундаментальное тибетское убеждение таково: поскольку счастье — это состояние разума, источник счастья должен заключаться в разуме, а не во внешних обстоятельствах. Для многих тибетцев медитация подразделяется на пять этапов: подготовка, созерцание, собственно медитация, посвящение и последующая практика. В основе подготовки лежат три принципа.
1. Очищение.
2. Накопление положительных качеств.
3. Поиск благословения.
Процесс очищения по своей сути внутренний и связан с доктриной кармы. Негативная карма накапливается в течение ряда жизней, и, если разум не очищен, она будет препятствовать пониманию и осознанию истин, ведущих к просветлению. Накопление положительных качеств — важный аспект всех тибетских духовных практик. Он призван укрепить разум, дабы в нем смогли укорениться идеи освобождения, когда они, наконец, начнут появляться1. Стремление получить благословение проистекает из твердого убеждения многих тибетцев в том, что активация духовных принципов в психике человека происходит с благословения, полученного от тех существ, которые находятся на более высоких уровнях святости, чем мы с вами. Благословение — это не пустая формальность. Данное должным образом благословение активизирует ваш потенциал добродетели, поддерживает ваше духовное понимание и осознание и помогает завершить процесс освобождения. В общем, оно оказывает на разум трансформирующее воздействие. Первый практический шаг в процессе подготовки к медитации заключается в том, чтобы выбрать место, которые вы планируете использовать для упражнений, и очистить его. Акт очищения оказывает как психологическое, так и физическое воздействие. Он помогает очистить и освежить разум и место. Кроме того, это первый шаг на пути создания священного места. Если вы планируете следовать традиционным формам тибетской медитации, то вам вскоре предстоит приглашать различных духовных существ посетить вашу непосредственную среду и даровать вам благословение. Чистое и аккуратное место для медитации является признаком уважения. Расширить понятие священного места и включить в него создание некого святилища или храма — в целом неплохой совет. Однако в нашем сегодняшнем обществе, живущем в духе политкорректности, такие действия могут лишь носить характер дополнительного и необязательного к исполнению пожелания, поскольку следует уважать чувства агностиков и атеистов, живущих среди нас. В случае же с тибетской медитацией, направленной на освобождение от самсары, по сути, нет никакой необходимости в таких дополнительных действиях. Данный процесс является религиозным, или, точнее, духовным, и всякая попытка представить его в ином свете приведет к ошибке. Для обычного тибетца храм естественно будет буддистским, со всеми соответствующими атрибутами тела Будды, его учений и разума. Но сам Далай-лама не раз подчеркивал, что существует множество различных духовных путей, и все они верны, поэтому в вашем собственном святилище могут быть атрибуты Иисуса или любой другой фигуры, представляющей для вас высший духовный идеал.