Практика «Принесение мандалы в дар».
Термин мандала заимствован из санскрита и переводится как «круг». Впервые на Западе это понятие было представлено на суд общественности швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, когда он опубликовал исследования напоминающих мандалы рисунков, сделанных спонтанно некоторыми его пациентами. Юнг выдвинул теорию, что рисунки представляли собой попытку сознательного «Я» интегрировать подсознательный материал и являлись, таким образом, важным этапом в процессе индивидуализации, на котором была построена вся его психологическая школа. Был отмечен терапевтический эффект спонтанного создания мандалы, предполагающий глубокую связь между символом и базовой структурой человеческого разума. В индуистской и буддистской Тантре1 мандалы являются символическими схемами, используемыми в священных обрядах и медитации. Каждая мандала является фундаментальной репрезентацией Вселенной и служит священным местом, в котором могут себя проявлять боги и собираются универсальные силы. Мысленное вхождение в мандалу и продвижение от края к центру позволит вам пройти через космические процессы дезинтеграции и реинтеграции. Чтобы создать мандалу, которая будет подготовительным этапом на пути к медитации, вы должны для начала представить, что вы держите в обеих руках огромный золотой диск. Именно он станет основой будущей мандалы. Представьте, что в центре диска возвышается гора Меру. В тибетской2 мифологии Меру — это золотая гора, которая стоит в центре Вселенной и является осью нашего мира, простирающейся одинаково далеко вверх и вниз. Это обиталище богов, и у подножия этого жилища располагаются великие Гималайские горы. Вы должны представить гору Меру в окружении четырех островных континентов, над вершиной горы высоко в небе висят солнце и луна. Представьте себе континенты более детально: с морями, реками, зеленой травой. Это должен быть чистый, прекрасный мир, пребывающий в состоянии совершенного баланса. Построение мандалы в качестве подготовки к медитации будет означать, что вся Вселенная, символически трансформированная в Чистую Страну Будды, вошла в ваше Поле для накопления положительных качеств.
(В одной важной буддистской сутре рассказывается история об Амитабхе, монахе, много лет назад узнавшем от 81-го будды о славе, которая идет о странах Будды. Он был настолько потрясен, что поклялся создать свою собственную страну Будды, которая будет в 81 раз лучше, чем все остальные. Он пообещал, что, когда его Чистая Страна будет создана, она будет открыта для всех разумных существ, которые будут взывать к его имени. В сутре добавлено также, что следует не только взывать к имени Амитабхи, но нужно накопить положительные качества и стремиться к просветлению.) Молитва, сопровождающая преподнесение мандалы в дар, звучит так:
Земля моего мира наполнена ароматами разбросанных по ней цветов: великая гора Меру, четыре континента, солнце, луна. Из них состоит Чистая Страна Будды, и я предлагаю ее вам. Пусть все существа обретут радость в таких Чистых Странах.
Термин мандала заимствован из санскрита и переводится как «круг». Впервые на Западе это понятие было представлено на суд общественности швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, когда он опубликовал исследования напоминающих мандалы рисунков, сделанных спонтанно некоторыми его пациентами. Юнг выдвинул теорию, что рисунки представляли собой попытку сознательного «Я» интегрировать подсознательный материал и являлись, таким образом, важным этапом в процессе индивидуализации, на котором была построена вся его психологическая школа. Был отмечен терапевтический эффект спонтанного создания мандалы, предполагающий глубокую связь между символом и базовой структурой человеческого разума. В индуистской и буддистской Тантре1 мандалы являются символическими схемами, используемыми в священных обрядах и медитации. Каждая мандала является фундаментальной репрезентацией Вселенной и служит священным местом, в котором могут себя проявлять боги и собираются универсальные силы. Мысленное вхождение в мандалу и продвижение от края к центру позволит вам пройти через космические процессы дезинтеграции и реинтеграции. Чтобы создать мандалу, которая будет подготовительным этапом на пути к медитации, вы должны для начала представить, что вы держите в обеих руках огромный золотой диск. Именно он станет основой будущей мандалы. Представьте, что в центре диска возвышается гора Меру. В тибетской2 мифологии Меру — это золотая гора, которая стоит в центре Вселенной и является осью нашего мира, простирающейся одинаково далеко вверх и вниз. Это обиталище богов, и у подножия этого жилища располагаются великие Гималайские горы. Вы должны представить гору Меру в окружении четырех островных континентов, над вершиной горы высоко в небе висят солнце и луна. Представьте себе континенты более детально: с морями, реками, зеленой травой. Это должен быть чистый, прекрасный мир, пребывающий в состоянии совершенного баланса. Построение мандалы в качестве подготовки к медитации будет означать, что вся Вселенная, символически трансформированная в Чистую Страну Будды, вошла в ваше Поле для накопления положительных качеств.
(В одной важной буддистской сутре рассказывается история об Амитабхе, монахе, много лет назад узнавшем от 81-го будды о славе, которая идет о странах Будды. Он был настолько потрясен, что поклялся создать свою собственную страну Будды, которая будет в 81 раз лучше, чем все остальные. Он пообещал, что, когда его Чистая Страна будет создана, она будет открыта для всех разумных существ, которые будут взывать к его имени. В сутре добавлено также, что следует не только взывать к имени Амитабхи, но нужно накопить положительные качества и стремиться к просветлению.) Молитва, сопровождающая преподнесение мандалы в дар, звучит так:
Земля моего мира наполнена ароматами разбросанных по ней цветов: великая гора Меру, четыре континента, солнце, луна. Из них состоит Чистая Страна Будды, и я предлагаю ее вам. Пусть все существа обретут радость в таких Чистых Странах.