Мессалина.
Валерия (Messalina Valeria) (ок.17/20–48), третья жена римского императора Клавдия.
Предположительно родилась 25 января 17 или 20. Происходила из семьи потомственных патрициев. Бабушки М. находились в родстве с Цезарем. Единственная дочь сенатора и дважды консула Марка Валерия Мессалы Барбатуса (Marcus Valerius Messalla Barbatus) и его жены Домиции Лепиды (Domitia Lepida), которая приходилась своему мужу двоюродной сестрой. После смерти мужа ок. 21, мать М. повторно вышла замуж за Фауста Корнелиуса Суллу Люциллуса III и родила сына Феликса, единокровного брата М., который в 47 женился на Клавдии Антонии, старшей дочери императора Клавдия.
Детство и юность М. прошли в Риме. Достоверно известно о ее близости ко двору Калигулы; по?видимому, принимала участие в его оргиях. Ок. 38 вышла замуж за своего троюродного брата Клавдия, которому было ок. сорока восьми лет. После убийства Калигулы, преторианские гвардейцы возвели на трон Клавдия, а М. оказалась на самом верху иерархической лестницы. Пользовалась небывалыми государственными почестями. День рождения М. отмечался как официальный праздник; в общественных местах были установлены ее статуи; в театрах она усаживалась в первом ряду рядом с девственницами. Римский Сенат собирался удостоить М. божественным титулом Августа, однако Клавдий не согласился. В браке М. родила двоих детей: дочь Клавдию Октавию, впоследствии первую жену Нерона и сына Британника. Безжалостно устраняла всех, кто мог составить конкуренцию ее детям.
Вошла в историю как одна из величайших распутниц всех времен и народов. Как свидетельствуют Светоний и Тацит, постоянно заводила любовников из разных слоев общества, не брезгуя даже рабами, гладиаторами и комедиантами. Среди них выделялся консул Луций Вителлий, который пользовался привилегией разувать М. и целовать ее ноги. Похождения М. ни для кого не являлись тайной и обсуждались на каждом углу. В VI сатире Ювенал писал:
Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было
С Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитая
Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала
Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась
В теплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою — и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лизиски;
Лоно твое, благородный Британник, она открывала,
Ласки дарила входящим и плату за это просила;
Навзничь лежащую, часто ее колотили мужчины;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомленная лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с темным лицом, закопченная дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа.
Перевод Д. Недовича.
По сообщению историка Плиния?старшего, М. соревновалась с известной римской проституткой Сциллой. После того, как каждая совокупилась с 25 партнерами, Сцилла признала себя побежденной, а М. продолжала оргию до самого утра. Императрица лишилась последних сил, но так и не достигла удовлетворения. Клавдий долгое время не верил (или, не хотел верить) донесениям об изменах и распутном поведении жены. По?видимому, он искренне любил М. и целиком находился под ее влиянием. Пользуясь полной безнаказанностью, М. превзошла все мыслимые границы.
В 48 она увлеклась молодым римским сенатором Гаем Силием (Gaius Silius), который был женат на родовитой аристократке Юнии Силане. М. заставила Силия развестись с женой. Следующим шагом М. предполагала физическое устранение Клавдия и возведение любовника на престол. Оставаясь официальной женой Клавдия, она решила устроить тайный брак с Силием. Тщеславный юноша согласился участвовать в авантюре. Пока император находился в Остии, заговорщики отпраздновали настоящую свадьбу и в присутствии свидетелей подписали брачный контракт.
Вольноотпущенник Нарцисс донес Клавдию об измене. После некоторых колебаний, император повелел арестовать и казнить Силия. М. скрылась от гнева мужа в т. н садах Лукулла. Она надеялась вымолить прощение, однако на этот раз Клавдий проявил твердость. Он предложил М. добровольно покончить с собой. Она долго не могла решиться, тогда один из стражников сам нанес ей смертельный удар мечом. О смерти жены Клавдию сообщили во время обеда. По слухам, он невозмутимо продолжил трапезу и лишь велел принести еще вина.
М. является эпонимом мессалинизма (нимфомании) — психиатрического термина, обозначающего повышенную половую потребность у женщины. Образ М. неоднократно воплощался в различных произведениях искусства: итальянский фильм «Мессалина» (1951) с Марией Феликс в главной роли; фильмы «Деметрий и гладиаторы» (1954) с Сусан Хейворд; «Анно домини» (1985) с Дженифер О’Нейл; «Империя Нерона» (2004) с Соней Аквино и др. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» М. — гостья на балу у Сатаны. Рочестер в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» называет свою жену индийской М. В романе Л. Захер?Мазоха «Венера в мехах» тетя главного героя сравнивается с М. В 1904 одна из малых планет получила имя «545 Мессалина».
Валерия (Messalina Valeria) (ок.17/20–48), третья жена римского императора Клавдия.
Предположительно родилась 25 января 17 или 20. Происходила из семьи потомственных патрициев. Бабушки М. находились в родстве с Цезарем. Единственная дочь сенатора и дважды консула Марка Валерия Мессалы Барбатуса (Marcus Valerius Messalla Barbatus) и его жены Домиции Лепиды (Domitia Lepida), которая приходилась своему мужу двоюродной сестрой. После смерти мужа ок. 21, мать М. повторно вышла замуж за Фауста Корнелиуса Суллу Люциллуса III и родила сына Феликса, единокровного брата М., который в 47 женился на Клавдии Антонии, старшей дочери императора Клавдия.
Детство и юность М. прошли в Риме. Достоверно известно о ее близости ко двору Калигулы; по?видимому, принимала участие в его оргиях. Ок. 38 вышла замуж за своего троюродного брата Клавдия, которому было ок. сорока восьми лет. После убийства Калигулы, преторианские гвардейцы возвели на трон Клавдия, а М. оказалась на самом верху иерархической лестницы. Пользовалась небывалыми государственными почестями. День рождения М. отмечался как официальный праздник; в общественных местах были установлены ее статуи; в театрах она усаживалась в первом ряду рядом с девственницами. Римский Сенат собирался удостоить М. божественным титулом Августа, однако Клавдий не согласился. В браке М. родила двоих детей: дочь Клавдию Октавию, впоследствии первую жену Нерона и сына Британника. Безжалостно устраняла всех, кто мог составить конкуренцию ее детям.
Вошла в историю как одна из величайших распутниц всех времен и народов. Как свидетельствуют Светоний и Тацит, постоянно заводила любовников из разных слоев общества, не брезгуя даже рабами, гладиаторами и комедиантами. Среди них выделялся консул Луций Вителлий, который пользовался привилегией разувать М. и целовать ее ноги. Похождения М. ни для кого не являлись тайной и обсуждались на каждом углу. В VI сатире Ювенал писал:
Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было
С Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитая
Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала
Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась
В теплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою — и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лизиски;
Лоно твое, благородный Британник, она открывала,
Ласки дарила входящим и плату за это просила;
Навзничь лежащую, часто ее колотили мужчины;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомленная лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с темным лицом, закопченная дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа.
Перевод Д. Недовича.
По сообщению историка Плиния?старшего, М. соревновалась с известной римской проституткой Сциллой. После того, как каждая совокупилась с 25 партнерами, Сцилла признала себя побежденной, а М. продолжала оргию до самого утра. Императрица лишилась последних сил, но так и не достигла удовлетворения. Клавдий долгое время не верил (или, не хотел верить) донесениям об изменах и распутном поведении жены. По?видимому, он искренне любил М. и целиком находился под ее влиянием. Пользуясь полной безнаказанностью, М. превзошла все мыслимые границы.
В 48 она увлеклась молодым римским сенатором Гаем Силием (Gaius Silius), который был женат на родовитой аристократке Юнии Силане. М. заставила Силия развестись с женой. Следующим шагом М. предполагала физическое устранение Клавдия и возведение любовника на престол. Оставаясь официальной женой Клавдия, она решила устроить тайный брак с Силием. Тщеславный юноша согласился участвовать в авантюре. Пока император находился в Остии, заговорщики отпраздновали настоящую свадьбу и в присутствии свидетелей подписали брачный контракт.
Вольноотпущенник Нарцисс донес Клавдию об измене. После некоторых колебаний, император повелел арестовать и казнить Силия. М. скрылась от гнева мужа в т. н садах Лукулла. Она надеялась вымолить прощение, однако на этот раз Клавдий проявил твердость. Он предложил М. добровольно покончить с собой. Она долго не могла решиться, тогда один из стражников сам нанес ей смертельный удар мечом. О смерти жены Клавдию сообщили во время обеда. По слухам, он невозмутимо продолжил трапезу и лишь велел принести еще вина.
М. является эпонимом мессалинизма (нимфомании) — психиатрического термина, обозначающего повышенную половую потребность у женщины. Образ М. неоднократно воплощался в различных произведениях искусства: итальянский фильм «Мессалина» (1951) с Марией Феликс в главной роли; фильмы «Деметрий и гладиаторы» (1954) с Сусан Хейворд; «Анно домини» (1985) с Дженифер О’Нейл; «Империя Нерона» (2004) с Соней Аквино и др. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» М. — гостья на балу у Сатаны. Рочестер в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» называет свою жену индийской М. В романе Л. Захер?Мазоха «Венера в мехах» тетя главного героя сравнивается с М. В 1904 одна из малых планет получила имя «545 Мессалина».